Юриспруденция » Парламентский контроль исполнительной власти в зарубежных странах » Формы парламентского контроля за правительством в зарубежных странах

Формы парламентского контроля за правительством в зарубежных странах

Страница 1

После созыва нового состава парламента на пленарном заседании парламента развёртывается дискуссия, в ходе которой депутаты дают оценку всей правительственной политике или отдельным её аспектам. Воздействия на правительство зависит от того, пользуется ли правительство поддержкой парламентского большинства или нет.

Институт депутатского запроса адресуется правительству или отдельным министрам. Порядок запросов урегулирован в регламентах правительства. Запросы имеют две формы: устный или письменный вопрос и интерпелляция. Действенной формой является интерпелляция. Интерпелляция это форма депутатского запроса, который адресуется либо правительству, либо министру по определённому вопросу, соответствующий министр обязан дать ответ и обосновать политическую линию правительства. Тем самым интерпелляция позволяет парламенту контролировать правительство. Интерпелляция используется в нижней палате. В регламентах детально регламентируют все стадии прохождения интерпелляции: порядок внесения; ознакомление депутатов с ней; передача правительству; установление сроков ответа на неё; ознакомление депутатов с ответом; проведение дискуссии по ответу и порядок постановки вопроса о доверии правительству или министру. В случаях, когда министр не может дать ответ на интерпелляцию – она может быть отклонена председателем правительства, а так же может быть выдвинуто требование о поддержке интерпелляции определённым числом депутатов. Интерпелляция может вызвать отставку правительства, если его деятельность в ходе обсуждения и последующего голосования будет признана неудовлетворительной.

Письменный и устный вопрос используется, скорее всего, как средство информации. Голосования и прения по ним не проводятся, но эта форма депутатского запроса так же позволяет держать под контролем исполнительную власть.

Парламентские комиссии так же осуществляют контроль за деятельностью парламента. Это вспомогательные органы, создаваемые парламентами. Важнейшую роль играют законодательные парламентные комиссии, на рассмотрение которых передается большая часть законопроектов, проектов резолюций и иных актов, принимаемых парламентами. В зависимости от срока полномочий, предметов ведения и объема компетенции законодательные парламентские комиссии подразделяются на постоянные (создаются на весь срок полномочий парламента), временные, специализированные. В большинстве государств (США, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия и др.) парламенты образуют постоянные законодательные парламентские комиссии, причем, как правило, эти комиссии специализируются (экономические, финансовые, сельскохозяйственные, военные и т.д.). Временные комиссии (чаще всего неспециализированные) создаются для рассмотрения конкретного вопроса.

Палата общин Великобритании образует ряд постоянных парламентских комиссий неспециализированного характера. В США, Италии и ряде других государств практикуется создание парламентских комиссий, наделенных очень широкими полномочиями в отношении поступившего на их рассмотрение законопроекта. Парламентские комиссии формируются обычно в соответствии с регламентом путем выборов и сохраняют в своем составе соотношение партийных сил в парламенте. Получили так же распространение особые (расследовательские) парламентские комиссии, выполняющие специальные поручения палат или расследующие деятельность исполнительных органов государственный власти, общественных организаций, предприятий и т.д. В некоторых государствах для упрощения парламентской процедуры образуются комитеты всей палаты (например, Комитет путей и средств Палаты общин Великобритании), включающие всех депутатов палаты, но работающие под руководством председателя соответствующего комитета (а не председателя палаты).

Своеобразной формой осуществления парламентского контроля над деятельностью правительства и подчиненной ему администрации является институт омбудсменов. Омбудсмены назначаются на должность парламентами и являются их должностными лицами. Они наделяются парламентами достаточно широкими контрольными полномочиям. Например, парламентский комиссар по контролю над администрацией в Великобритании производит расследования по жалобам на дурное управление, которые избиратели направляют своим депутатам в Палате общин. Его полномочия распространяются на всю деятельность центральных департаментов, за исключением политических решений. Вне сферы его юрисдикции остаются внешняя политика и деятельность британских должностных лиц за пределами Соединенного Королевства. Он имеет доступ ко всем департаментским бумагам и о результатах своего расследования докладывает Палате общин. Для рассмотрения предложений парламентского комиссара обычно назначается расследовательский комитет. Результаты расследований, произведенных омбудсменами, обычно публикуются в печати. Парламенты в ряде случаев принимают законодательные меры для устранения обнаруженных злоупотреблений. Институт омбудсменов в известной мере дополняет традиционные формы парламентского контроля. Его достаточно высоко оценивают в зарубежной правовой литературе, однако выдвигаются и аргументы против этого метода контроля. После введения омбудсменов в некоторых штатах США высказывались опасения, что они фактически присваивают себе функции мэров, окружных атторнеев и других выборных должностных лиц.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Условия наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков
Общим условием для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков являются имущественные потери (вредоносный результат), а под гражданско-правовой ответственностью в виде возмещения убытков следует понимать динамическое проявление убытков ("возмещение убытков"), ...

Понятие и юридическая природа условного осуждения
Правильное определение юридической природы условного осуждения имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку помогает раскрыть сущность этого института, определить те требования, которые должны выполняться осужденным в период испытательного срока. Отсутствие четкого представления о ...

Институт морального вреда в современной России
Законодательное закрепление и развитие института морального вреда берет начало в 90-х годах с принятием Закона «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 года, ст. 39 которого устанавливала, что «моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством ма ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru