Юриспруденция » Механизм правового регулирования и его элементы » Методы действия и эффективность механизма правового регулирования

Методы действия и эффективность механизма правового регулирования

Страница 1

Недостаточно просто создать нормы права и закрепить права и свободы "на бумаге". Необходимо побудить граждан к активному использованию предоставленных им прав и свобод, а также, что немаловажно, обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, установленных нормами права. Для этого правотворческими органами разрабатываются и применяются в практике специальные способы регулирования общественных отношений. В современном правотворчестве известно 6 таких способов: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

Запрет - это устанавливаемая для граждан обязанность не совершать деяний, запрещаемых данной нормой права. Норма, устанавливающая запрет, имеет узкую сферу действия. По отношению к такой норме права любое поведение является допустимым, если лицо не совершает действий, прямо запрещенных нормой права. Подразумевается, что в противном случае лицо, нарушившее запрет, будет привлечено к юридической ответственности, и к нему будут применены санкции, предусмотренные соответствующей нормой права. Примеры запретных норм можно найти в таких нормативно-правовых документах, как Уголовный кодекс, законодательство об административных правонарушениях.

Дозволение - это предоставление субъектам права совершать определенные положительные действия (акцент делается на возможности совершения определенных действий). Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица, без участия иных субъектов. В частности, сюда можно отнести авторское право, право заниматься предпринимательской деятельностью, право участвовать в митингах и демонстрацией - то есть те права, которые нельзя передать, делегировать другим лицам. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, и никто другой.

Дозволение представляет собой особый способ правового регулирования, призванный побудить личность к некой творческой деятельности, к реализации её способности, навыков, умений в предметно-практической или научной деятельности по созданию материальных или духовных благ. В подобной деятельности не может быть места какому-либо внешнему (а тем более - государственному) принуждению. По-настоящему действенным стимулом реализации дозволения может быть для личности возможность самостоятельно своими действиями удовлетворить собственные интересы, и в ряде случаев - интересы других лиц, общества и государства.

Правомочие представляет собой такой способ правового регулирования, когда в соответствии с нормой права гражданин вправе требовать (ожидать) от другого лица определенного действия или поведения. Например, работник вправе требовать от работодателя предоставления очередного оплачиваемого отпуска. Основное отличие правомочия от дозволения заключается в том, что субъект для реализации права должен прибегнуть к содействию другого лица.

Несовпадение в одном лице управомоченной и обязанной сторон объясняется, прежде всего, общественным разделением труда. Как уже говорилось ранее, большую часть своих потребностей человек способен удовлетворить, прибегая лишь к помощи других лиц, пользуясь их услугами, их действиями. Трудно представить жизнь современного человека без окружающих и обеспечивающих его жизнь общеобразовательных и медицинских учреждений, магазинов, театров, библиотек, музеев, транспорта, строительных и ремонтных, промышленных и других предприятий. Все отношения, в которые человек вступает с названными и другими предприятиями, учреждениями, а также предприятия и учреждения между собой, сводятся к единому типу: одно лицо в силу действующих норм права правомочно требовать определенного поведения от другой, обязанной стороны правоотношения.

Правомочие может лишь предполагать возможное поведение субъектов, но с точностью его прогнозировать и регулировать не может. В самом деле, кто может сказать, воспользуется ли человек правом на какие-либо льготы, правом вступить в брак, если он совершеннолетний, избирательным правом (можно прийти либо не прийти на выборы) Обладая каким либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию.

Позитивное обязывание - особый метод правового регулирования, когда за гражданами особыми нормами права закреплены определенные обязанности совершить какие-либо действия в пользу иного, управомоченного лица.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Конституция Бразилии: подготовка, принятие, изменение
Бразилия - пятая по величине территории, шестая по численности населения и восьмая по уровню экономического развития страна в мире. В этой многоэтнической стране в середине текущего столетия 55-60% населения принадлежали к белой расе, примерно 25% составляли мулаты, 15% - негры и около 0,5% = индей ...

Эффективность результатов процедуры по проведению очной ставки при раскрытии преступлений
Результаты очной ставки имеют подчас если не решающее, то, несомненно, существенное значение. Они помогают выбору той единственной версии в массе иных, следуя которой удается выяснить действительные обстоятельства дела, а также способствуют устранению существенных противоречий в показаниях допрошен ...

Понятие, признаки и значение законодательного процесса
В настоящее время все, что связано с понятиями «закон», «законодательство», «законодательный процесс», «законодательная деятельность», «законотворчество» и т.п., считается прерогативой юридической науки и лишь в незначительной степени находится в поле зрения науки политической. Однако даже в таких ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru