Юриспруденция » Механизм правового регулирования и его элементы » Методы действия и эффективность механизма правового регулирования

Методы действия и эффективность механизма правового регулирования

Страница 1

Недостаточно просто создать нормы права и закрепить права и свободы "на бумаге". Необходимо побудить граждан к активному использованию предоставленных им прав и свобод, а также, что немаловажно, обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, установленных нормами права. Для этого правотворческими органами разрабатываются и применяются в практике специальные способы регулирования общественных отношений. В современном правотворчестве известно 6 таких способов: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

Запрет - это устанавливаемая для граждан обязанность не совершать деяний, запрещаемых данной нормой права. Норма, устанавливающая запрет, имеет узкую сферу действия. По отношению к такой норме права любое поведение является допустимым, если лицо не совершает действий, прямо запрещенных нормой права. Подразумевается, что в противном случае лицо, нарушившее запрет, будет привлечено к юридической ответственности, и к нему будут применены санкции, предусмотренные соответствующей нормой права. Примеры запретных норм можно найти в таких нормативно-правовых документах, как Уголовный кодекс, законодательство об административных правонарушениях.

Дозволение - это предоставление субъектам права совершать определенные положительные действия (акцент делается на возможности совершения определенных действий). Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица, без участия иных субъектов. В частности, сюда можно отнести авторское право, право заниматься предпринимательской деятельностью, право участвовать в митингах и демонстрацией - то есть те права, которые нельзя передать, делегировать другим лицам. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, и никто другой.

Дозволение представляет собой особый способ правового регулирования, призванный побудить личность к некой творческой деятельности, к реализации её способности, навыков, умений в предметно-практической или научной деятельности по созданию материальных или духовных благ. В подобной деятельности не может быть места какому-либо внешнему (а тем более - государственному) принуждению. По-настоящему действенным стимулом реализации дозволения может быть для личности возможность самостоятельно своими действиями удовлетворить собственные интересы, и в ряде случаев - интересы других лиц, общества и государства.

Правомочие представляет собой такой способ правового регулирования, когда в соответствии с нормой права гражданин вправе требовать (ожидать) от другого лица определенного действия или поведения. Например, работник вправе требовать от работодателя предоставления очередного оплачиваемого отпуска. Основное отличие правомочия от дозволения заключается в том, что субъект для реализации права должен прибегнуть к содействию другого лица.

Несовпадение в одном лице управомоченной и обязанной сторон объясняется, прежде всего, общественным разделением труда. Как уже говорилось ранее, большую часть своих потребностей человек способен удовлетворить, прибегая лишь к помощи других лиц, пользуясь их услугами, их действиями. Трудно представить жизнь современного человека без окружающих и обеспечивающих его жизнь общеобразовательных и медицинских учреждений, магазинов, театров, библиотек, музеев, транспорта, строительных и ремонтных, промышленных и других предприятий. Все отношения, в которые человек вступает с названными и другими предприятиями, учреждениями, а также предприятия и учреждения между собой, сводятся к единому типу: одно лицо в силу действующих норм права правомочно требовать определенного поведения от другой, обязанной стороны правоотношения.

Правомочие может лишь предполагать возможное поведение субъектов, но с точностью его прогнозировать и регулировать не может. В самом деле, кто может сказать, воспользуется ли человек правом на какие-либо льготы, правом вступить в брак, если он совершеннолетний, избирательным правом (можно прийти либо не прийти на выборы) Обладая каким либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию.

Позитивное обязывание - особый метод правового регулирования, когда за гражданами особыми нормами права закреплены определенные обязанности совершить какие-либо действия в пользу иного, управомоченного лица.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Государственная Дума – представительный и законодательный орган РФ
Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач. Важно, чтобы законы соответствовали состоянию общества, уровню разв ...

История деятельности ООН по улучшению положения инвалидов
В течение первых пятидесяти лет существования Организации Объединенных Наций инвалиды предпринимали все более активные действия, доказывая свой потенциал и вселяя уверенность в их способности вести самостоятельную и независимую жизнь. Ниже представлены краткие сведения о деятельности Организации Об ...

Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция
Антимонопольное законодательство запрещает достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с органами власти и управления, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рын ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru