Становление муниципальной собственности в России в постсоветский период можно условно разделить на три временных периода, которые соответствуют этапам становления местного самоуправления в Российской Федерации. В процессе осуществления реформы местного самоуправления в России каждый этап характеризуется принятием качественно нового законодательства, регламентирующего вопросы местного самоуправления, формирующего новые отношения собственности. Первый этап начался в 1990 г. и продолжался до 1995 г., второй - с 1995 по 2003 гг. и, наконец, третий этап начался с 2003 г. и продолжается до сих пор.
Первый этап – 1990-1995 гг. В советском законодательстве понятие «муниципальная собственность» полностью отсутствовало, поскольку отсутствовало местное самоуправление как уровень власти. Интерес государства к местному самоуправлению появился с началом перестройки, во второй половине 1980-х гг., что во многом было обусловлено принятием Европейской Хартии местного самоуправления, а также зарождением малого предпринимательства и расширение местной инициативы в сфере экономики, которые требовали адекватных преобразований в системе местной власти.
Данный интерес был воплощен в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который был принят в апреле 1990г. С него, по мнению многих исследователей, начинался процесс становления местного самоуправления в России. При этом за основу была взята европейская модель. В статье 10 данного закона впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности.
В соответствии с данной статьей закона коммунальная собственность составляет основу местного хозяйства. Распоряжение и управление коммунальной собственностью осуществляют от имени населения административно-территориальных единиц соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими органы.
Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР». Закон утратил силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 г.
6 июля 1991 г. в России принимается Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», который закладывает нормативно-правовые основы муниципализации собственности. Можно сказать, что формирование муниципальной собственности началось со времени принятия данного Закона, то есть еще до принятия Конституции Российской Федерации 1993г.
В соответствии с Законом «О местном самоуправлении в РСФСР» муниципальная собственность впервые в постсоветское время была отделена от государственной, и на нее (ст. 2) не допускалось каких-либо государственных ограничений. В состав муниципальной собственности входили: финансовые средства местных бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки, хозяйственные комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты социально-культурного назначения. В муниципальную собственность могли входить земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы, ценные бумаги и т.д.
Существенное (и противоречивое) влияние на формирование муниципальной собственности оказывает принятие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Данное постановление закрепило порядок передачи федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную.
К объектам муниципальной собственности в соответствии с постановлением относились:
-объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов;
-жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, и др.;
Основные причины возникновения государства
необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укруп ...
Защита подозреваемого или обвиняемого адвокатом по
соглашению
Защита подозреваемого или обвиняемого осуществляется адвокатом. Адвокат приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем (ч.1 ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса) и допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката или ордера. ...
Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ
Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ. Пол ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.