Становление муниципальной собственности в России в постсоветский период можно условно разделить на три временных периода, которые соответствуют этапам становления местного самоуправления в Российской Федерации. В процессе осуществления реформы местного самоуправления в России каждый этап характеризуется принятием качественно нового законодательства, регламентирующего вопросы местного самоуправления, формирующего новые отношения собственности. Первый этап начался в 1990 г. и продолжался до 1995 г., второй - с 1995 по 2003 гг. и, наконец, третий этап начался с 2003 г. и продолжается до сих пор.
Первый этап – 1990-1995 гг. В советском законодательстве понятие «муниципальная собственность» полностью отсутствовало, поскольку отсутствовало местное самоуправление как уровень власти. Интерес государства к местному самоуправлению появился с началом перестройки, во второй половине 1980-х гг., что во многом было обусловлено принятием Европейской Хартии местного самоуправления, а также зарождением малого предпринимательства и расширение местной инициативы в сфере экономики, которые требовали адекватных преобразований в системе местной власти.
Данный интерес был воплощен в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который был принят в апреле 1990г. С него, по мнению многих исследователей, начинался процесс становления местного самоуправления в России. При этом за основу была взята европейская модель. В статье 10 данного закона впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности.
В соответствии с данной статьей закона коммунальная собственность составляет основу местного хозяйства. Распоряжение и управление коммунальной собственностью осуществляют от имени населения административно-территориальных единиц соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими органы.
Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР». Закон утратил силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 г.
6 июля 1991 г. в России принимается Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», который закладывает нормативно-правовые основы муниципализации собственности. Можно сказать, что формирование муниципальной собственности началось со времени принятия данного Закона, то есть еще до принятия Конституции Российской Федерации 1993г.
В соответствии с Законом «О местном самоуправлении в РСФСР» муниципальная собственность впервые в постсоветское время была отделена от государственной, и на нее (ст. 2) не допускалось каких-либо государственных ограничений. В состав муниципальной собственности входили: финансовые средства местных бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки, хозяйственные комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты социально-культурного назначения. В муниципальную собственность могли входить земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы, ценные бумаги и т.д.
Существенное (и противоречивое) влияние на формирование муниципальной собственности оказывает принятие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Данное постановление закрепило порядок передачи федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную.
К объектам муниципальной собственности в соответствии с постановлением относились:
-объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов;
-жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, и др.;
Правосознание и правовая культура
Правосознание – это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в кот ...
Форма и государственная регистрация договора аренды
Требования к форме договора аренды сводятся к тому. Что договор, по которому арендодателем или арендатором выступает юридическое лицо, должен быть заключен в письменной форме. Если же сторонами по договору аренды, за исключением недвижимости, являются граждане, обязательная письменная форма требует ...
Субъективный критерий выявления аффилированных лиц
В ч. 2 ст. 56 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон) белорусский законодатель прямо поименовал 10 категорий лиц, которые являются аффилированными лицами хозяйственного общества (субъективный критерий определения аффил ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.