Также хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, касающемся ликвидации коммерческих организаций как несуществующих налогоплательщиков, а именно, на исключении из государственного реестра несуществующих (фактически отсутствующих) юридических лиц. Это те бездействующие хозяйствующие субъекты, которые длительное время не осуществляют предпринимательскую, не проводят операции по открытым в кредитных организациях банковским счетам, не представляют отчетность в налоговые органы. Существование таких «брошенных» юридических лиц «порождает искажение стратегического налогового планирования, затрудняет обеспечение точности расчета доходной части бюджетов всех уровней по количеству налогоплательщиков».
В связи с тем, что данные общества являются «брошенными» естественно их учредители не заинтересованы в добровольной ликвидации. Поэтому гражданским законодательством на этот счет предусмотрена возможность их ликвидации в судебном порядке по требованию налогового органа.
В Законе о банкротстве тоже содержатся положения, допускающие признание в упрощенном порядке банкротом отсутствующего должника (ст.ст. 227-230). Отсутствующим в соответствии с Законом о банкротстве должник считается в том случае если руководитель юридического лица-должника, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным; если его имущество заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Практика о принудительной ликвидации бездействующих хозяйственных субъектов существует, однако она не совершенна и требует определенных затрат в том числе финансовых и временных.
В связи с чем представляется весьма перспективным установление административного порядка ликвидации юридических лиц, которые не имеют задолженности ни перед бюджетом, ни перед иными кредиторами, возложив при этом право на принятие решения о такой ликвидации на налоговые органы.
Данную процедуру можно определить следующим образом: при установлении в течение года факта повторного непредставления отчетности юридическим лицом, налоговый орган запрашивает у кредитной организации, в которой у этого юридического лица открыт банковский счет, данные о проведении (не проведении) последним операций по счетам и имеющихся денежных средствах на них. При получении из кредитной организации сведений о том, что в течение года никакие банковские операции по счету юридического лица не проводились, налоговый орган должен направить его учредителям (участникам) требование о немедленном принятии мер по ликвидации юридического лица в установленном законом порядке. При отсутствии в течение месяца с момента получения данного требования соответствующих действий со стороны учредителей (участников), а также при отсутствии возможности определения их местонахождения налоговый орган принимает решение о ликвидации юридического лица и направляет соответствующее уведомление в регистрирующий орган для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. А последний должен сообщить кредитной организации о таком исключении из реестра, для того чтобы она произвела закрытие банковского счета.
Несомненно, данная процедура ликвидации «брошенных» хозяйствующих субъектов, а также тех, которые во время не привели свои учредительные документы в соответствии с требованиями законодательства, заслуживает внимания, однако, в данном случае не соблюдаются права кредиторов ликвидируемого в административном порядке юридического лица. Если обнаружить налоговым органом задолженность юридического лица в бюджет или внебюджетные фонды не составляет проблем, то по иному обстоит дело с задолженностями перед другими кредиторами. Поэтому, возможность всем заинтересованным лицам обращаться в арбитражный суд за защитой их нарушенного административной ликвидацией юридического лица права в течение общего срока исковой давности, не снимает проблемы. Представляется необходимым одновременно с направлением запроса в кредитную организацию поместить информацию о возможной ликвидации юридического лица в печати для выявления всех возможных его кредиторов, и соответственно в случае их обнаружения ни о какой ликвидации в административном порядке не может быть и речи, ликвидация должна производиться только с соблюдением судебной процедуры.
Ценные бумаги: понятие и общая классификация
В соответствии со ст.142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Любая ценная бумага удостоверяет определенное имущественное право ...
Понятие апелляционной инстанции
Апелляция (лат. appellatio – обращение) – обращение к вышестоящему (апелляционному) суду с целью пересмотра постановления нижестоящего суда, рассмотревшего дело. Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в зако ...
Каспийский регион: модель сотрудничества или раздора
Во внешней политике любого государства региональная составляющая является ключевым звеном. Для России таким важнейшим направлением региональной политики является Каспий. До девяностых годов прошлого века Каспийское море называлось внутренним морем (или озером) СССР, и политика нашей страны в прикас ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.