Юриспруденция » Транспарентность судебной власти » Правовая основа организации и функционирования судебных органов Российской Федерации

Правовая основа организации и функционирования судебных органов Российской Федерации

Страница 1

Деятельность судебной власти связана с государственным управлением. Последнее состоит в целенаправленном практическом воздействии государства на общественные отношения для их упорядочивания и оказания регулирующего влияния. Следовательно, в сфере деятельности судебной власти можно говорить о судебном управлении, направленном на упорядочивание как отношений внутри судебной системы, так и соответствующих общественных отношений вовне. В свою очередь, содержание судебной власти и судебного управления, по нашему мнению, выражается в судебно-правовом регулировании. Его можно охарактеризовать как компетентную деятельность органов судебной власти в сфере государственного управления, заключающуюся в воздействии на объективно возникающие общественные отношения посредством реализации норм права в соответствии с принятым либо придаваемым судом конституционно-правовым смыслом, в целях урегулирования существующих и потенциальных социальных конфликтов, а также охраны Конституции и защищаемого ей права как общественно-политической ценности.

Этимология правосудия уходит корнями к латинскому «justitia» (справедливость, правосудие, совокупность законов), что позволяет толковать его как наличие у определенного государственного органа (лица, его олицетворяющего) делегированного обществом права судить (быть арбитром) в неком конкретном или абстрактном правоотношении, а также полномочия судить о заключенном в нормах праве и обязанности справедливого разрешения конфликтов на основе действующего права.

Судебная власть реализуется через судебные органы, которые являются своеобразными проводниками этой власти и ее материализующим началом. Только в деятельности конкретных судебных учреждений судебная власть получает реальное наполнение. Непосредственно конституционное закрепление судебной власти сфокусировано на институциональной сущности судов как составляющей системы органов государственной власти с приданными ей функциями.

Изучив различные определения судебной системы РФ, можно охарактеризовать ее как совокупность действующих на территории России органов государственной власти, выполняющих функции судебной власти в определенных законом процессуальных формах, взаимодействующих между собой и с другими системами (их отдельными элементами) на основе конституционных принципов и норм, выраженных в законодательстве и имеющих внутрисистемную и внешнюю направленность. Сама судебная система, рассматриваемая через призму конституционно-правового регулирования, выступает подсистемой общей системы органов государственной власти, состоящей из судов как специализированных государственных органов. Они представляют собой « .организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную в установленном Конституцией России порядке государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти Российского государства». Именно содержание деятельности судебной системы раскрывает функциональный аспект судебной власти.

Применительно к судебной системе как форме организации судебной власти нужно констатировать отсутствие структурного единства построения ее элементов. Это обусловлено существованием арбитражных судов, судов общей юрисдикции с институтом мировых судей, образующих самостоятельные системы, имеющие высшие органы судебной власти (Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ). Конституционные (уставные) суды подсистемы не образуют, не обладают признаком структурного единства, а Конституционный Суд РФ не является вышестоящим органом для конституционных (уставных) судов субъектов РФ. В то же время ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в частности ст. ст. 3 и 79, позволяет рассуждать о том, что Конституционный Суд РФ с учетом его полномочий и юридической силы его решений выполняет роль высшей, своего рода всеобщей судебной инстанции, осуществляющей специфический конституционный надзор по отношению к другим органам судебной власти в вопросах конституционного правопонимания и правоприменения.

При таких условиях единство судебной системы обусловлено единством принципов (в данном случае - конституционных), обеспечивающих согласованность взаимодействия ее элементов, а также единством конституционных целей и задач судебной власти, получивших развитие в нормах законодательства.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие трудового договора
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, которое возлагает на них определенные обязанности по отношению друг к другу. Работодатель обязуется: · предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (согласно ст. 15 ТК РФ трудовая функция – работа по должности в ...

Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека
Для защиты прав и свобод человека и гражданина в различных странах учреждают институт омбудсмена. Приоритет в формировании подобного института принадлежит Швеции, где должность омбудсмена была учреждена в начале XIX в. (в 1809 г.). Причем прообразом института омбудсмена считается специальный короле ...

Стадии подготовки и принятия решений в ОВД
Вся деятельность милиции строится на основе принятия соответствующих решений. Под стадией принятия решений следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru