Юриспруденция » Организационные структуры управления регионом » Современные проблемы организационных структур управления регионом в Российской Федерации

Современные проблемы организационных структур управления регионом в Российской Федерации

Страница 1

Существующие организационные структуры управления социально-экономическими процессами в регионах не адекватны изменившимся условиям функционирования современной экономики.

Наличие эффективных организационных структур управления является ключевым условием устойчивого экономического развития России и ее регионов, реализации целей экономической политики государства. Однако современные организационные структуры управления характеризуется высокой степенью бюрократизации, отсутствием гибкости и прозрачности, разобщенностью и несогласованностью действий их структурных подразделений, что существенно снижает их эффективность в современных российских условиях.

Одной из причин этого является то, что многие элементы существующих организационных структур сохранились со времен административно-командной системы, и не способны активно реагировать на условия рыночной экономики. Одновременно многие современные структуры формируются в отсутствие адекватной научно-практической базы, без учета достижений управленческой науки и прогрессивного отечественного и зарубежного опыта. Растущее несоответствие между современным состоянием организационных структур и объективными тенденциями региональной экономической системы не только резко снижает перспективы долгосрочного экономического роста в России, но и обостряет ряд социальных проблем.

Проблема несоответствия существующих организационных структур управления современным условиям усугубляется рядом тенденций, наблюдаемых в современной экономике: превращением научно-технического прогресса в основу развития производительных сил, становлением постиндустриального общества, формированием «экономики знаний», глобализацией хозяйственно-экономических связей. Данная проблема актуальна для всего мира, но особенно остро она стоит в России, поскольку устаревшие организационные структуры управления делают невозможной задачу ликвидации ее экономического и технического отставания от развитых стран.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость поиска научно обоснованных путей по совершенствованию существующих организационных структур управления экономикой региона с целью повышения их эффективности, способности своевременно и с небольшими затратами решать задачи по реализации государственной федеральной и региональной экономической политики. В этой связи исследование путей и методов развития организационных структур управления экономикой региона является актуальной задачей.

В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неизбежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:

• поддержание производства на еще жизнеспособных действующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напряженности и предотвращения конфликтов;

• обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой селективной помощи приоритетным (с точки зрения региона) направлениям развития и предприятиям;

• организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;

• организация рациональных хозяйственных связей предприятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориальных образований (как внутри России, так и за рубежом);

• обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения ключевых элементов производственной системы субъекта Федерации;

• недопущение технологических и экологических катастроф, в том числе за счет вливания минимума поддерживающих инвестиций;

• изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, создающего новые рабочие места, увеличивающего предложение товаров и услуг на местном рынке, снижающего роль отраслевых монополий;

• поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов (особенно в сфере рекреационного бизнеса, туризма), создание благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций, в первую очередь в сферу материального производства;

• формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;

• активное продвижение на зарубежные рынки товаров местных экспортеров во взаимодействии с централизованными экспортными программами Федерации;

• создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровневую организацию.

При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их региональных центрах необходимо обновлять структуру органов управления в соответствии с происходящими изменениями. Это касается всей системы органов управления, занимающейся региональной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ является центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, который может и должен систематически осуществлять региональную политику. Таким органом в настоящее время является Министерство по делам национальностей и федеративных отношений. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет не спонтанное "тушение" национальных и территориальных конфликтов, а стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Сделки, совершенные без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления
Отдельно регламентируются случаи признания недействительными сделок, совершенных без необходимого согласия или одобрения. Такие сделки будут признаваться оспоримыми, если из закона не следует, что их необходимо считать ничтожными. Специально оговаривается следующий момент: информированность контраг ...

Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина
Правовое положение личности в каждом обществе определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм (моральными, религиозными и др.) Положение личности называется общественным или общесоциальным статусом личности, который в качестве своей составляющей включает наряду с други ...

Анализ основания изменения трудового договора
Трудовой договор – это обычно мотивированный волевой акт субъекта (субъектов) трудового права. « Воля и ее мотивы составляют внутреннюю сторону юридической сделки». Анализ трудовых договоров дает возможность утверждать, что законодатель не относится к мотиву безразлично. В ряде случаев именно конкр ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru