В зависимости от способа изложения юридических норм в статьях нормативных правовых актов различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.
Прямой способ предполагает изложение всех элементов правовой нормы в статье нормативного правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта.
Особенность отсылочных норм, заключается в том, что их структурные элементы не располагаются в одной статье нормативного акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативного правового акта.
В бланкетных же нормах недостающие элементы содержаться в разных нормативных правовых актах.
По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие и специальные.
Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определённой социальной группе. К таким нормам можно отнести нормы, которые содержаться, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.п.
Специальные нормы распространяются только на определённый круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определённой социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние и др.).
Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
В юридической литературе встречается и иная классификация правовых норм. Так, например, В.К. Бабаев классифицирует все нормы в зависимости от их функциональной роли в механизме правового регулирования на исходные правовые нормы и нормы - правила поведения. Ко второму виду он относит типичные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. В составе исходных правовых норм он выделяет нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Указанные виды норм определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы, закрепляют правовые категории и понятия. Они не регулируют конкретные общественные отношения, но создают базу, основы такого регулирования и получают логическое развитие и конкретизацию в нормах - правилах поведения.
Классификация правовых норм по видам обуславливает более эффективную реализацию норм права во всех её видах.
Сущность государственного управления
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. [9] Свойства государственного управления: - В государственном управлении е ...
Стадии законодательного процесса
Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума. Основными стадиями законодательного процесса являются (ри ...
Принципы государственной службы
Принципы построения и функционирования государственной службы установлены Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Данный Закон является базовым для всех иных регулирующих государственно-служебные отношения законов и подзаконных актов, как федеральных, так и субъ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.