Дознание
– один из двух видов предварительного расследования в белорусском уголовном процессе. Дознание представляет собой деятельность, которая практически регламентируется теми же нормами уголовно-процессуального права, что и предварительное следствие, однако в отличие от последнего осуществляется по несколько упрощенной схеме и в более короткие сроки.
Таможенные органы в соответствии с п. 6 ст. 37 УПК Республики Беларусь отнесены к числу органов дознания. Их компетенция ограничена конкретной категорией дел, имеющих непосредственное отношение к сфере таможенного дела.
Согласно ст. 321 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы Республики Беларусь являются органами дознания по делам о контрабанде (ст. 228 УК), о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК Республики Беларусь), а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым может быть отнесено к ведению таможенных органов. Дознание по указанным делам ведется таможенными органами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Органами дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Начальниками органов дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются: Председатель ГТК Республики Беларусь; начальники таможен. Первый заместитель Председателя ГТК Республики Беларусь, заместители Председателя ГТК Республики Беларусь, заместители начальников таможен также наделены правами и обязанностями начальников органов дознания.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством деятельность таможенных органов в качестве органов дознания подразделяется на два вида: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Согласно ст. 187 УПК Республики Беларусь порядок деятельности таможенных органов в качестве органов дознания по уголовным делам (ч. 1 ст. 231 УК Республики Беларусь), по которым производство предварительного следствия необязательно, определяется общими правилами, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Дознание по таким делам должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения дела (ст. 188 УПК Республики Беларусь). Материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела судом.
Дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела осуществляют должностные лица отделов таможенных расследований и отделов по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями таможенных органов (дознаватели), имеющие высшее юридическое образование, уполномоченные на то руководителем соответствующего таможенного органа, на основании должностной инструкции, утвержденной в установленном порядке.
Условно стадию расследования можно разделить на ряд следующих этапов: возбуждение дела; установление (выяснение) фактических обстоятельств; процессуальное оформление (закрепление) результатов расследования; направление материалов уголовного дела по подследственности и в суд.
Возбуждение дела. Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие конкретных поводов и оснований. Поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений; сообщения общественных организаций о преступлениях; сообщения в средствах массовой информации; явка с повинной; непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Понятие и правовая характеристика
брачного договора в международном частном праве
Теме брачного договора в международном частном праве большое внимание уделяет Т.Ю. Селезнева. Вызывает интерес также монография Я И Функа "Брачный договор Имущественные отношения супругов, их участие в хозяйственных обществах и товариществах", в которой автор раскрывает проблемы данного п ...
Экономические, социальные и культурные права и свободы
Экономические, социальные и культурные права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждом ...
Обычаи и деловые обыкновения в международной
практике поставки товаров
Важным источником норм, регулирующих международную торговлю, а равно и иные международные частно-правовые отношения, являются обычаи и обыкновения. Особое значение этих источников правового регулирования предопределяется тем, что они представляют собой неформализованные правила поведения, в отличие ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.