Юриспруденция » Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов » Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела

Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела

Страница 1

Дознание

– один из двух видов предварительного расследования в белорусском уголовном процессе. Дознание представляет собой деятельность, которая практически регламентируется теми же нормами уголовно-процессуального права, что и предварительное следствие, однако в отличие от последнего осуществляется по несколько упрощенной схеме и в более короткие сроки.

Таможенные органы в соответствии с п. 6 ст. 37 УПК Республики Беларусь отнесены к числу органов дознания. Их компетенция ограничена конкретной категорией дел, имеющих непосредственное отношение к сфере таможенного дела.

Согласно ст. 321 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы Республики Беларусь являются органами дознания по делам о контрабанде (ст. 228 УК), о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК Республики Беларусь), а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым может быть отнесено к ведению таможенных органов. Дознание по указанным делам ведется таможенными органами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Органами дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Начальниками органов дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются: Председатель ГТК Республики Беларусь; начальники таможен. Первый заместитель Председателя ГТК Республики Беларусь, заместители Председателя ГТК Республики Беларусь, заместители начальников таможен также наделены правами и обязанностями начальников органов дознания.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством деятельность таможенных органов в качестве органов дознания подразделяется на два вида: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Согласно ст. 187 УПК Республики Беларусь порядок деятельности таможенных органов в качестве органов дознания по уголовным делам (ч. 1 ст. 231 УК Республики Беларусь), по которым производство предварительного следствия необязательно, определяется общими правилами, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Дознание по таким делам должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения дела (ст. 188 УПК Республики Беларусь). Материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела судом.

Дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела осуществляют должностные лица отделов таможенных расследований и отделов по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями таможенных органов (дознаватели), имеющие высшее юридическое образование, уполномоченные на то руководителем соответствующего таможенного органа, на основании должностной инструкции, утвержденной в установленном порядке.

Условно стадию расследования можно разделить на ряд следующих этапов: возбуждение дела; установление (выяснение) фактических обстоятельств; процессуальное оформление (закрепление) результатов расследования; направление материалов уголовного дела по подследственности и в суд.

Возбуждение дела. Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие конкретных поводов и оснований. Поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений; сообщения общественных организаций о преступлениях; сообщения в средствах массовой информации; явка с повинной; непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Уголовное законодательство периода перестройки и постсоветского периода
Начавшаяся в 1985 г. глубокая экономическая, государственная и правовая перестройка советского общества, провозглашение Конституцией России решимости создать демократическое правовое государство поставили на повестку дня вопрос о принятии новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и республи ...

Права несовершеннолетних детей
К личным (неимущественным) правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя; отчество и фамилию. Право ребенка жить и воспитываться в семье – одно из самых ...

Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разделение властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и фун ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru