Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.
Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют.
Следует отметить теоретическую и практическую важность видовой группировки, ибо она помогает в осуществлении теоретически осмысленной законодательной деятельности и более эффективной реализации норм права во всех её формах.
Можно классифицировать по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от видов общественных отношений, которые нормы права регулируют. По данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права - нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы и т.д. Этот вид классификации облегчает выбор юридических норм и толкование при их применении.
По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путём предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. "Охранительные нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений". Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной.
По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставления права Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта.
Управомочивающие нормы предписывают определённый вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, которыми предоставляется соответствующее право.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определённых действий.
По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
норма право акт нормативный
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного, уголовного права и др.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объёма, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определённых случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения, носят характер советов, предложений и т.п.
Имеет место классификация по юридической силе, т.е. в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержится норма. В данном случае следует отметить законодательные, если они содержатся в законах, и подзаконные, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и т.п.). Такой вид классификации указывает на соподчинённость юридических норм, на их юридическую силу, что имеет важное практическое значение в процессе их применения.
По времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определённым сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределённым сроком действия, т.е. постоянные, действующие до их официальной отмены, а также нормы с обратной силой.
По месту действия нормы можно классифицировать на действующей по всей территории государства, нормы, действующие на определённой территории (в определённой местности), а также локальные нормы, которые действуют на определённом предприятии, в организации, в трудовом коллективе и т.п. (например, правила внутреннего распорядка на предприятии).
Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица,
совершившего преступление
Объектом преступления является жизнь задерживаемого лица. Потерпевшим может быть лишь подвергаемое задержанию лицо, совершившее преступление. Объективная сторона преступления заключается в активных действиях, явно не соответствующих характеру и степени общественной опасности совершенного задерживае ...
Преступления в таможенной сфере и их характеристика
Статья 228 Уголовного Кодекса (УК) Республики Беларусь «Контрабанда»: Контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй данной статьи, совершенн ...
Нормативно - правовая основа государственного
учета
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.