Юриспруденция » Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования взяточничества » Характеристика оснований для возбуждения уголовных дел по фактам взяточничества

Характеристика оснований для возбуждения уголовных дел по фактам взяточничества

Страница 2

При проведении проверки могут быть использованы следующие средства для получения необходимой информации:

Получение объяснений от лиц, располагающих какими-либо сведениями о даче и получении взятки, в частности:

а) от лиц, являющихся заявителями о взяточничестве, например, гражданина у которого вымогали взятку или должностного лица, которому неизвестные ему лица предлагали взятку;

б) получение объяснений от свидетелей взяточничества, например, от очевидцев того, как преступники договаривались о передаче взятки или обсуждали иные стороны совершения преступления; свидетелей непосредственной передачи взятки; родственников участников взяточничества, коллег по работе и т.д.;

Инициирование следователем с целью проверки сообщения о фактах взяточничества документальных проверок деятельности конкретного должностного лица или всего государственного органа. В ходе ведомственной проверки могут быть установлены полномочия государственного чиновника, факты совершения им противозаконных действий или нарушения процедуры принятия определенных решений и т.д. Например, по уголовному делу № 1-112/06 следователем было вынесено постановление о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, в ходе которой у частного предпринимателя В., предлагающего взятку одному из оперуполномоченных ОБЭП были выявлены различные нарушения законодательства в области предпринимательской деятельности, в частности отсутствие лицензии на торговлю определенными товарами, просроченные лицензии, отсутствие разрешений санитарно-эпидемиологической службы и т.д., которые и явились основанием для дачи взятки. Для того чтобы участники взяточничества не догадались о действительных целях проверки, дополнительно могут быть запрошены сведения, не имеющие к взяточничеству никакого отношения (документы отчетности, переписка с контрагентами и т.п.).

Привлечение следователем для получения интересующих данных специалистов;

Использование оперативно-розыскных возможностей для получения интересующей информации. Из результатов изучения практики следует, что в ходе проверки сообщения о взяточничестве осуществлялись следующие оперативно-розыскные мероприятия:

А) Опрос - это беседа с лицом, которому могут быть известны фактические данные о проверяемом событии, о причастных к нему лицах, иные сведения, интересующие орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. В ходе опроса могут быть получены данные о факте взяточничества: месте, времени и обстоятельствах дачи-получения взятки; предмете взятки – где и при каких обстоятельствах приобретено, где в настоящее время находится, как и кем используется; возможных свидетелях; действиях взяткополучателя по исполнению принятых на себя обязательств и другие значимые сведения. Из изученных материалов уголовных дел следует, что по делам о взяточничестве обычно опрашиваются заявитель о взяточничестве (взяткополучатель, в ситуации, когда должностному лицу предлагается взятка и он сообщает об этом в правоохранительные органы, или взяткодатель, у которого вымогает взятку должностное лицо), очевидцы дачи-получения взятки, сотрудники правоохранительных органов, осуществлявшие проведение оперативного эксперимента. При проверке сообщений о взяточничестве опрос осуществлялся в 80 % исследованных уголовных дел.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Уголовное наказание за диверсию с субъективной и объективной точек зрения
Объективная сторона диверсии довольно подробно описана законодателем. Диверсия осуществляется путем взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий (например, фабрики, заводы), сооружений (например, электростанция, трубопровод), путей и средств сообщения (н ...

Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение полномочий в законодательном процессе в Российской Федерации
Одним из важнейших вопросов, связанных с эффективностью законодательного процесса, является определение предметов ведения и полномочий федерального законодателя. Российская Федерация в соответствии со ст. Конституции РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой пр ...

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
Статья 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" закрепляет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в с ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru