Юриспруденция » Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования взяточничества » Характеристика оснований для возбуждения уголовных дел по фактам взяточничества

Характеристика оснований для возбуждения уголовных дел по фактам взяточничества

Страница 2

При проведении проверки могут быть использованы следующие средства для получения необходимой информации:

Получение объяснений от лиц, располагающих какими-либо сведениями о даче и получении взятки, в частности:

а) от лиц, являющихся заявителями о взяточничестве, например, гражданина у которого вымогали взятку или должностного лица, которому неизвестные ему лица предлагали взятку;

б) получение объяснений от свидетелей взяточничества, например, от очевидцев того, как преступники договаривались о передаче взятки или обсуждали иные стороны совершения преступления; свидетелей непосредственной передачи взятки; родственников участников взяточничества, коллег по работе и т.д.;

Инициирование следователем с целью проверки сообщения о фактах взяточничества документальных проверок деятельности конкретного должностного лица или всего государственного органа. В ходе ведомственной проверки могут быть установлены полномочия государственного чиновника, факты совершения им противозаконных действий или нарушения процедуры принятия определенных решений и т.д. Например, по уголовному делу № 1-112/06 следователем было вынесено постановление о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, в ходе которой у частного предпринимателя В., предлагающего взятку одному из оперуполномоченных ОБЭП были выявлены различные нарушения законодательства в области предпринимательской деятельности, в частности отсутствие лицензии на торговлю определенными товарами, просроченные лицензии, отсутствие разрешений санитарно-эпидемиологической службы и т.д., которые и явились основанием для дачи взятки. Для того чтобы участники взяточничества не догадались о действительных целях проверки, дополнительно могут быть запрошены сведения, не имеющие к взяточничеству никакого отношения (документы отчетности, переписка с контрагентами и т.п.).

Привлечение следователем для получения интересующих данных специалистов;

Использование оперативно-розыскных возможностей для получения интересующей информации. Из результатов изучения практики следует, что в ходе проверки сообщения о взяточничестве осуществлялись следующие оперативно-розыскные мероприятия:

А) Опрос - это беседа с лицом, которому могут быть известны фактические данные о проверяемом событии, о причастных к нему лицах, иные сведения, интересующие орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. В ходе опроса могут быть получены данные о факте взяточничества: месте, времени и обстоятельствах дачи-получения взятки; предмете взятки – где и при каких обстоятельствах приобретено, где в настоящее время находится, как и кем используется; возможных свидетелях; действиях взяткополучателя по исполнению принятых на себя обязательств и другие значимые сведения. Из изученных материалов уголовных дел следует, что по делам о взяточничестве обычно опрашиваются заявитель о взяточничестве (взяткополучатель, в ситуации, когда должностному лицу предлагается взятка и он сообщает об этом в правоохранительные органы, или взяткодатель, у которого вымогает взятку должностное лицо), очевидцы дачи-получения взятки, сотрудники правоохранительных органов, осуществлявшие проведение оперативного эксперимента. При проверке сообщений о взяточничестве опрос осуществлялся в 80 % исследованных уголовных дел.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru