Юриспруденция » Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования взяточничества » Поводы для возбуждения уголовных дел о взяточничестве

Поводы для возбуждения уголовных дел о взяточничестве

Страница 1

Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного судопроизводства, которая открывает возможности для применения мер уголовно-процессуального принуждения, направленных на раскрытие преступления и изобличение виновных.

Говоря о криминалистической методике выявления, раскрытия и расследования такого преступления как взяточничество, следует указать, что качество всего процесса его расследования зачастую находится в непосредственной зависимости от принятия обоснованного решения на стадии возбуждения уголовного дела. Лицо, осуществляющее предварительное расследование данного должностного преступления, должно особенно скрупулезно отнестись к закреплению и проверки повода, необходимого для возбуждения уголовного дела, а также к установлению наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать те источники, из которых органы предварительного расследования, получают сведения о преступлении. Анализ практики дает основание утверждать, что наиболее распространенными поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества являются:

1) Заявления граждан;

В литературе данный повод для возбуждения уголовных дел по фактам взяточничества оценивается как преобладающий. Однако практика свидетельствует, что наиболее частым поводом для возбуждения уголовных дел о даче-получении взятки являются данные оперативно-розыскной деятельности – 64 %. Заявление лица о преступлении в качестве повода для возбуждения уголовного дела было зафиксировано в 30 % уголовных дел.

При этом в 26 % случаев заявителями о взяточничестве являлись граждане, у которых взятку требовали или вымогали должностные лица. Причинами обращения данных лиц в правоохранительные органы были: вымогательство со стороны должностных лиц; невыполнение взяткополучателем действий, за которые была получена взятка; требование дополнительного, чрезмерного, по мнению взяткодателя, вознаграждения.

В 4 % случаях заявителями по делам о взяточничестве становились должностные лица, которым предлагали взятку. Чаще всего такой повод имеет место в ситуации, когда взятка предлагается сотрудникам правоохранительных органов за неприменение мер к нарушителям закона. На практике данными должностными лицами зачастую являются оперуполномоченные ОБЭП, которым предлагают денежные средства частные предприниматели и представители различных коммерческих организаций за не проведение (или за «невнимательное» проведение) проверок их финансовой и иной деятельности, сотрудники ГИБДД и т.д.

Практика свидетельствует, что заявителями о взяточничестве являются непосредственные участники преступления («взяткодатель» или взяткополучатель»). Несмотря на это, данное сообщение оформляется именно как заявление, а не как явка с повинной, поскольку в случае добровольного заявления о преступлении лицо освобождается от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК РФ и в процессе уголовного судопроизводства имеет статус свидетеля. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). В заявлении должны быть указаны данные об участниках взяточничества; действия (бездействие) должностного лица, за которые была дана взятка; в какой форме; когда, где, при каких условиях состоялась или должна осуществиться передача взятки, а также иные обстоятельства преступления. Также следует выяснить, кто кроме заявителя знает о сообщаемых им фактах и может их подтвердить, и каким путем можно убедиться в достоверности сообщаемых сведений.

2) явка с повинной;

Процент сообщений о взяточничестве в виде явок с повинной очень низок. В ходе анализа уголовных дел было выявлено лишь одно уголовное дело (2 %). По делу № 2-31/06 К., который являлся сотрудником ГИБДД, и будучи задержанным, по подозрению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений в составе организованной преступной группы, признался, что неоднократно получал от предпринимателя В. взятки за не привлечение последнего к административной ответственности за допущенные нарушения правил дорожного движения.

данные оперативно-розыскной деятельности;

Данный повод для возбуждения уголовного дела имеет место, когда гражданин или должностное лицо сообщает органу предварительного расследования сведения о фактах взяточничества. Такие заявления оформляются, как просьба провести проверку по факту наличия признаков преступления. Получив заявление, оперативно-розыскное подразделение организует проверку, осуществляя ряд оперативно-розыскных мероприятий. В итоге составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Как показало исследование материалов уголовных дел, данный повод для возбуждения уголовного дела является преобладающим – 64 %.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие федеральной власти
Политическая система Российской Федерации определена Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республикан ...

Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих ...

Основания для отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, установленного решением суда
Данный вопрос становится в настоящее время более актуальным в связи с изменениями, внесенными в Закон о регистрации прав Федеральным законом от 17.06.2010 №119-ФЗ. Ранее действовавшая редакция статьи 28 Закона о регистрации прав содержала запрет регистрирующему органу отказывать в регистрации права ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru