Юриспруденция » Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования взяточничества » Поводы для возбуждения уголовных дел о взяточничестве

Поводы для возбуждения уголовных дел о взяточничестве

Страница 1

Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного судопроизводства, которая открывает возможности для применения мер уголовно-процессуального принуждения, направленных на раскрытие преступления и изобличение виновных.

Говоря о криминалистической методике выявления, раскрытия и расследования такого преступления как взяточничество, следует указать, что качество всего процесса его расследования зачастую находится в непосредственной зависимости от принятия обоснованного решения на стадии возбуждения уголовного дела. Лицо, осуществляющее предварительное расследование данного должностного преступления, должно особенно скрупулезно отнестись к закреплению и проверки повода, необходимого для возбуждения уголовного дела, а также к установлению наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать те источники, из которых органы предварительного расследования, получают сведения о преступлении. Анализ практики дает основание утверждать, что наиболее распространенными поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества являются:

1) Заявления граждан;

В литературе данный повод для возбуждения уголовных дел по фактам взяточничества оценивается как преобладающий. Однако практика свидетельствует, что наиболее частым поводом для возбуждения уголовных дел о даче-получении взятки являются данные оперативно-розыскной деятельности – 64 %. Заявление лица о преступлении в качестве повода для возбуждения уголовного дела было зафиксировано в 30 % уголовных дел.

При этом в 26 % случаев заявителями о взяточничестве являлись граждане, у которых взятку требовали или вымогали должностные лица. Причинами обращения данных лиц в правоохранительные органы были: вымогательство со стороны должностных лиц; невыполнение взяткополучателем действий, за которые была получена взятка; требование дополнительного, чрезмерного, по мнению взяткодателя, вознаграждения.

В 4 % случаях заявителями по делам о взяточничестве становились должностные лица, которым предлагали взятку. Чаще всего такой повод имеет место в ситуации, когда взятка предлагается сотрудникам правоохранительных органов за неприменение мер к нарушителям закона. На практике данными должностными лицами зачастую являются оперуполномоченные ОБЭП, которым предлагают денежные средства частные предприниматели и представители различных коммерческих организаций за не проведение (или за «невнимательное» проведение) проверок их финансовой и иной деятельности, сотрудники ГИБДД и т.д.

Практика свидетельствует, что заявителями о взяточничестве являются непосредственные участники преступления («взяткодатель» или взяткополучатель»). Несмотря на это, данное сообщение оформляется именно как заявление, а не как явка с повинной, поскольку в случае добровольного заявления о преступлении лицо освобождается от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК РФ и в процессе уголовного судопроизводства имеет статус свидетеля. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). В заявлении должны быть указаны данные об участниках взяточничества; действия (бездействие) должностного лица, за которые была дана взятка; в какой форме; когда, где, при каких условиях состоялась или должна осуществиться передача взятки, а также иные обстоятельства преступления. Также следует выяснить, кто кроме заявителя знает о сообщаемых им фактах и может их подтвердить, и каким путем можно убедиться в достоверности сообщаемых сведений.

2) явка с повинной;

Процент сообщений о взяточничестве в виде явок с повинной очень низок. В ходе анализа уголовных дел было выявлено лишь одно уголовное дело (2 %). По делу № 2-31/06 К., который являлся сотрудником ГИБДД, и будучи задержанным, по подозрению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений в составе организованной преступной группы, признался, что неоднократно получал от предпринимателя В. взятки за не привлечение последнего к административной ответственности за допущенные нарушения правил дорожного движения.

данные оперативно-розыскной деятельности;

Данный повод для возбуждения уголовного дела имеет место, когда гражданин или должностное лицо сообщает органу предварительного расследования сведения о фактах взяточничества. Такие заявления оформляются, как просьба провести проверку по факту наличия признаков преступления. Получив заявление, оперативно-розыскное подразделение организует проверку, осуществляя ряд оперативно-розыскных мероприятий. В итоге составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Как показало исследование материалов уголовных дел, данный повод для возбуждения уголовного дела является преобладающим – 64 %.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие административного правонарушения и его признаки
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административным правонарушением может быть деяние в виде ...

Проблемы практики применения условного осуждения
Степень совершенства и эффективность закона проверяются практикой его применения. Суды, как мы уже отмечали ранее, достаточно широко применяют условное осуждение. Широкое применение условного осуждения требует тщательной теоретической разработки вопросов, связанных с проблемой, так как эффективност ...

Повышение эффективности управления государственной собственностью на региональном уровне
Оценка эффективности управления государственной собственностью необходима как государственным органам власти для усовершенствования управленческого процесса, так и для общества, которому она даст возможность контролировать качество деятельности государственных институтов. Государственная собственно ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru