Юриспруденция » Судебная реформа в россии 1864 г » Содержание реформы

Содержание реформы

Страница 1

Судебная реформа 1864 г. – либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процесса в России. Реформа отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в целях упрочнения своих позиций нуждалась в объявлении формального равенства всех перед судом, в утверждении начал буржуазной законности.

Уставы начали вводить в действие 20 ноября 1864 г. В основу судопроизводства был положен принцип независимости судей от администрации. Они назначались царем или сенатом пожизненно. Смещение судей допускалось только по их собственному желанию или по решению суда. За царем сохранялось лишь помилование. Судебные процессы стали гласными, публичными и состязательными – залы судебных заседаний открывались для всех желающих. Создание всесословного суда, равенство всех перед судом, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

Структура российского суда сильно упрощалась. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами, утверждались в должности сенатом. Все мелкие дела, которые теперь подлежали велению мировых судей, до этого попросту разрешались полицией, и это был поистине скорый суд. О предварительном заключение по мелким делам тогда не могло быть и речи. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди. Мировой округ включал в себя, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей. На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанностей кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

Мировой суд был единоличным, присяжные в нем не участвовали, так как суд стремился к примирению сторон. Закон определял сферу юрисдикции мировых судей следующим образом: им были подсудны дела "о менее важных преступлениях и проступках", за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежное взыскания на сумму не свыше 30 рублей. В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество у мировых судей были изъяты. Приговор мог обжаловаться на съезде мировых судей округа.

Так до введения реформы суд был скорый, то когда в 1866 г. стали вводиться мировые суды в первое время своего существования, старавшиеся не затягивать свое судопроизводство, они все-таки казались народу "канительными"…

В первые годы после введения Судебных уставов в составе почетных мировых судей, по словам А. Ф. Кони, было немало чутких, порядочных людей. Мировой судья Н. В. Почтеннов, весьма образованный человек, вносил в разбирательство дел "живую струю впечатлительной струи". У него правосудие было поставлено хорошо, и местные жители относились к нему с доверием. Большое влияние на съезд мировых судей оказывал А. Р. Шидловский – олицетворение трудолюбия, педантизм и корректности.

Общий суд состоял из окружных судов, учреждаемых для нескольких уездов; судебных палат (по гражданским и уголовным делам), распространявших свою деятельность на несколько губерний или областей и кассационных (по гражданским и уголовным делам) департаментов Сената.

В начале XX в. в империи было насчитано 106 окружных судов и 14 судебных палат.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии "сословных представителей", в числе которых были губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла Законов", просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговор, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политическ5ие дела особой важности. Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Предпосылки права на обращение за судебной защитой
Возникновение права на доступ к правосудию на стадии возбуждения гражданского судопроизводства, прежде всего, обусловлено наличием или отсутствием определенных юридических фактов, которые в науке получили название предпосылок права на обращение за судебной защитой. Именно эти юридические факты выст ...

Применение мер пресечения судом в РСФСР по УПК РСФСР 1960 года
Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР 1960, в целом, оставил без существенных изменений систему мер пресечения, предусмотренную УК РСФСР 1923, и порядок их применения. Несколько изменилась прежняя формулировка оснований применения мер пресечения. Такими основаниями служили предположения о том, что ...

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является органом исполнительной власти, который осуществляет управление государственным имуществом, в том числе оказание государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений, а также в области земельных отноше ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru