Юриспруденция » Исполнительная власть в субъектах » Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти

Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти

Страница 2

Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов субъектов Федерации, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, функции, обязанности, полномочия и ответственность.

Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе исполнительными органами не являющиеся.

Каждый орган исполнительной власти имеет определенный для него законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства России.

Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов, Президентом РФ, главами республик, краев, областей и т.п. либо но их представлению соответствующими представительными (законодательными) органами власти.

Итак, главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.

Задачи и цели органа исполнительной власти - это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Косвенные признаки очага пожара
К косвенным признакам очага пожара относят отдельные явления, отражающие процессы горения на пожаре; поведение технических устройств, действующих на момент возникновения пожара; реакция людей и животных на факт пожара и т. д. Косвенных признаков положения очага пожара, отражающих процессы горения н ...

Структура отдела управления культуры
Уссурийский городской округ по праву является одним из признанных культурных центров Приморья. На территории округа работают десятки библиотек, домов культуры и клубов, детские школы дополнительного образования, театры, парки и музеи. Более пятисот памятников истории и культуры требуют к себе внима ...

Постановка и снятие с профилактического учета осужденных
На профилактический учет берутся осужденные: готовящиеся совершить побег и ранее их совершавшие; причисляющие себя к так называемой категории "воров в законе", а также лидеры и активные участники групп отрицательной направленности; организующие и провоцирующие групповые эксцессы; склонные ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru