Юриспруденция » Влияние инвестиционного права на инвестиционную деятельность » Механизмы воздействия права на экономику

Механизмы воздействия права на экономику

Страница 3

Первым примером закрепления механизма либерализации режима движения капиталов на Европейском континенте было Соглашение о таможенном союзе между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами от 1944 г., которое привело в 1958 г. к подписанию Договора о создании союза Бенилюкс. Положение о либерализации режима движения капитала содержалось также и в Договоре о Европейском экономическом сообществе. Маастрихтский Договор о Европейском Союзе от 1992 г. представил новые положения о либерализации режима движения капитала.

Руководящие принципы Всемирного банка по режиму иностранных инвестиций также можно рассматривать в качестве международно-правового документа. Инициатива разработки данного международного правового акта принадлежит Франции. В 1991 г. французское правительство, учитывая позитивные изменения в сфере международных инвестиций, во время одного из заседаний Комитета по развитию предложило поручить МИГА разработку общеприемлемого механизма правового регулирования инвестиций. В силу существенных разногласий между странами Севера и Юга данный документ не приобрел конвенционного характера, вследствие чего Руководящие принципы имеют только рекомендательное значение. Не исключено, что в будущем они смогут приобрести статус обязательных. Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 г. Его членами являются 180 государств, которые одновременно должны быть членами МВФ. МБРР и МВФ приняли совместно "Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций" - документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;

2) Международную ассоциацию развития (МАР), созданную в 1960 г. с целью оказания помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.;

3) Международную финансовую корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих предприятий путем предоставления займов и участия в их капитале;

4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), созданное для страхования прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах от некоммерческих рисков.

В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами - импортерами капитала.

Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР (34 государства) имеет юридическую силу только для государств - членов Организации. Однако расширение Организации в 90-е годы ХХ в. определило его значение и как источника международного инвестирования. В соответствии со ст.1 Кодекса государства-члены подписались под общим обязательством, касающимся либерализации: члены ОЭСР "постепенно упраздняют ограничения движения капиталов в той мере, которая необходима для эффективного экономического сотрудничества". В апреле 1984 г. ОЭСР расширила определение понятия операций по прямому инвестированию, что позволило включить в это определение все аспекты права на учреждение инвестиций.

Многосторонний договор об инвестициях (МДИ), несмотря на многие попытки его реализовать, до сих пор остается только на бумаге. В проекте договора (иногда он называется Международное инвестиционное соглашение - МИС) делается исключительно важная попытка кодификации и развития международного инвестиционного права. Значение этого проекта, который разрабатывался в режиме ОЭСР, с точки зрения его влияния на дальнейшее развитие этой отрасли права можно сравнить с Марракешскими соглашениями. В структуре будущего глобального инвестиционного соглашения выделяются три составные части. Первая - это основные условия по предоставлению надлежащего режима и защиты инвестору и инвестициям на стадии, следующей за учреждением инвестиций. Речь идет о переносе условий ДИД на многосторонний уровень, что влечет за собой сложные правовые и политические проблемы. Вторая часть содержит условия по учреждению инвестиций, т.е. главным образом по доступу иностранных инвестиций на национальную территорию. Третья часть определяет "новые правила", которые, согласно мандату на проведение переговоров, касаются либерализации учреждения инвестиций. Исключения из национального режима, как предполагается, будут вытесняться, что в конечном итоге должно привести к их устранению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru