Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем существует непрерывная потребность (несмотря на ряд уже сформированных актов, договоренностей и т.д.) в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:
1) двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;
2) региональные инструменты регулирования;
3) многосторонние соглашения.
По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:
1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;
2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время в мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны - главные экспортеры капитала, и с другой - развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции. Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций - соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса. В таких соглашениях обычно преследуется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться правовые режимы иностранных инвестиций упомянутые выше. В двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.
Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой - создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.
Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире. В том числе в самом ЕС существует ряд законов во избежание двойного налогообложения. Так, Договор о создании Европейского Союза от 27 февраля 1992 г. закрепляет правовые положения, определяющие основные направления реформирования вторичного права по налоговым вопросам в соответствующих странах:
Следы горения
Следы горения подразделяют на две группы: - непосредственно в очаге пожара; - указывающие на направление развития пожара; Поражения и следы горения на участке очага пожара могут быть: в очаге пожара, над очагом, в виде очагового конуса. Следы горения указанных групп формируются под влиянием условий ...
Структура парламента
Двухпалатную структуру парламента выбрали фактически все федеративные страны. Проявление в организации парламента основ федерализма принято соотносить с двухпалатной структурой, где верхняя палата считается органом представительства субъектов, а нижняя — органом общенационального представительства. ...
Aдминистрaтивно-прaвовой стaтус оргaнов исполнитeльной власти
Aдминистрaтивно-прaвовой стaтус оргaнов исполнитeльной влaсти опрeдeляeтся Конституциeй Российской Фeдeрaции, конституциями рeспублик в состaвe России, фeдeрaльными и иными зaконaми (нaпримeр, Фeдeрaльный конституционный зaкон «О Прaвитeльствe Российской Фeдeрaции), положeниями (нaпримeр, Положeниe ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.