Юриспруденция » Обоснование государства в правовых теориях » Обобщенный анализ основных теорий обоснования государства

Обобщенный анализ основных теорий обоснования государства

Страница 1

В предыдущих главах я рассмотрела основные теории обоснования государства. Правовые теории: патриархальная, патримониальная, договорная; неправовые теории: теологическая, этическая, психологическая, теория силы; современные теории: расовая, инцестная, классовая, диффузионная. В этой главе я проведу обобщенный анализ изученных мной теорий и сделаю определенные выводы об их состоятельности.

Правовые и неправовые, а также современные теории имеют ряд сходных признаков как внутри своих «подгрупп», так и между ними, имеют они и существенные различия. Все правовые теории обосновывают государство с позиций права, смотрят на него с юридической точки зрения. Патриархальная, патримониальная и договорная теории основываются на том, что государство произошло в результате сознательных действий людей. В патриархальной – это объединение родов под единой властью старейшего. В патримониальной – это ограждение и охрана человеком собственности. В договорной – это добровольное соглашение между всеми людьми о создании государства для определенных общих целей. Обоснование государства с позиций права выглядит в этих теориях следующим образом. В патриархальной теории власть отца основывается на отцовском авторитете и на социальных (правовых) нормах, также установленных главой семейства. В патримониальной теории создаются определенные нормы, охраняющие собственность и поддерживающие государственную власть. В договорной теории само государство появляется благодаря праву – люди заключают между собой договор (элемент гражданского права).

Патриархальная теория имеет сходные черты с теологической (неправовой) теорией. Оба учения основываются на высшей власти: в патриархальной – вождь является отцом всех подданных, в теологической – Бог так же считается отцом всего, что существует в мире.

Все неправовые теории пытаются отойти от связи государства с правом и обосновать его с других позиций. В частности теологическая теория связывает государство с Божественными началами, объясняя его как нечто, установленное свыше. Этическая теория обосновывает государство нравственными принципами, а психологическая теория пытается показать связь государства с психическими переживаниями и действиями человека. Теория насилия говорит об обосновании государства с точки зрения внутренних и внешних конфликтов, применения силы одних людей к другим. Описанные теории, конечно, вполне имели основания считаться достоверными в то время, когда создавались. Однако сейчас они выглядят утопично. К примеру, теологическая теория не является научной, потому что заведомо опирается не на знания, в их обычном понимании, а на веру в Бога. Ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании Бога. Хотя нельзя оспорить тот факт, что в наше время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан. Если глубже рассмотреть теорию силы, то мы поймем, что и она сейчас не совсем исчезла. Сила имеет большое значение в современных властных отношениях.

Что касается современных теорий, они являются более рациональными по сравнению с классическими. Эти учения основываются на научных исследованиях и опираются на практический опыт. Расовая теория обосновывает государство с точки зрения неравенства людей по расовому критерию; государственная власть находится в руках высших рас. В данной теории прослеживаются черты, сходные с теорией силы и классовой теорией. Однако она представляется мне неприемлемой, так как современные ценности основываются на толерантности, запрещают жесткое разделение людей по расовому, национальному и иным признакам. А расовая теория пропагандирует именно неравенство, основанное на расовом признаке.

Инцестная теория говорит о необходимости государства для поддержания исполнения запрета на кровосмешение. С помощью своей принудительной силы государственная власть достигает поставленных целей. По-моему, вполне разумный и обоснованный взгляд на государство. Классовая теория схожа с теорией силы. Государство обосновывается как средство для подавления сопротивления недовольных, то есть для применения насилия. В обеих теориях упор делается на силу. Классовая теория имела большое влияние на общество и государство XX века. Тогда в мире господствовали революционные настроения, отовсюду звучали слова о классовом неравенстве, о борьбе одних классов с другими. Однако в наше время такого понятия как класс не существует в принципе. У нас нет разделения людей на различные антагонистические группы, хотя имущественный критерий все же вкладывается в социальную дифференциацию общества. Как бы то ни было, классовая теория в современном мире утратила свою значимость, но обоснование государства, которое дает это учение, вполне имеет право на жизнь.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Гражданско-правовая ответственность государства.
Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ устанавливает два начала ответственности государства: Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты ...

Форма завещания
Формальные требования к завещанию предъявляются жесткие. В законе по поводу завещания сказано: «Завещание должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено» (ст. 1153 ГК РФ). Принято считать, что при удосто ...

Система федеральных органов исполнительной власти, принципы её построения
Согласно общепринятому определению под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательст ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru