Прежде чем говорить о расторжении брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует отметить, что иностранные граждане пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности в брачных семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Лица без гражданства, проживающие в Республике Беларусь, пользуются теми же правами и несут те же обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.
Пределы компетенции того или иного государства в отношении вопроса расторжения брака определяются национальным законом и договорами о правовой помощи. Так, например, ст. 32 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в городе Кишиневе 7 октября 2002 г., предусмотрено, что по делам о расторжении брака компетентны учреждения юстиции того государства, гражданами которого являются супруги на момент подачи заявления. Если на момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другого государства, то компетентны также учреждения государства места их проживания. По делам о расторжении брака в случае разного гражданства супругов компетентны учреждения юстиции того государства, на территории которого проживают оба супруга, а если они проживают на территории разных государств, дела о расторжении брака компетентны рассматривать учреждения юстиции обоих государств, на территориях которых проживают супруги. Аналогичные положения предусмотрены и другими международными договорами.
На территории Республики Беларусь дела о расторжении брака рассматриваются общими судами. Законодательство Республики Беларусь предоставляет право каждому из супругов, в том числе и иностранному гражданину (лицу без гражданства), обращаться в суд с данным требованием.
Расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства в нашем государстве производится судом по законодательству Республики Беларусь в порядке искового производства.
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» суды республики не вправе принимать к рассмотрению иски о расторжении брака между иностранными гражданами. Согласно части 2 статьи 231 КоБС, действующей в редакции указанного Закона, расторжение браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств и признается на условиях взаимности действительным в Республике Беларусь, если эти лица в момент расторжения брака являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь.
Расторжение браков между гражданами Республики Беларусь, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь, если оба супруга в момент расторжения брака проживали вне пределов Республики Беларусь.
Гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь, вправе обратиться с заявлением о расторжении брака с супругом, который также проживает вне пределов Республики Беларусь, в суд Республики Беларусь. Территориальная подсудность дела о расторжении брака в данном случае определяется Верховным Судом Республики Беларусь. Регистрация расторжения браков граждан Республики Беларусь, проживающих вне пределов территории Республики Беларусь, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, производится консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций.
Таким образом, расторжение браков между гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь, если в момент расторжения брака один из супругов проживал за пределами Республики Беларусь .
Понятие и правовая природа института усыновления ребенка в семейном праве
Российской Федерации
По утверждению многих авторов научной литературы усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. А.М. Нечаева отмечает, что ранее это сближение в основном п ...
Понятие, признаки и значение
законодательного процесса
В настоящее время все, что связано с понятиями «закон», «законодательство», «законодательный процесс», «законодательная деятельность», «законотворчество» и т.п., считается прерогативой юридической науки и лишь в незначительной степени находится в поле зрения науки политической. Однако даже в таких ...
Признаки и определение государства
Необходимо отметить, что между первобытнообщинным строем и государством лежит переходный период, для которого характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Этот период учеными называется протогосударство. Определенную роль здесь продолжают еще играть народные собрания и со ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.