Государство » Теория государства и права » Правообразование и правотворчество

Правообразование и правотворчество

Страница 1

Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых принципами правотворчества и определяющих существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм, означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа.

Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности принятия. актов.

В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.

В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений.

В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей грамотности при подготовке и принятии законопроектов.

В-шестых, исполнимость, или учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

В-седьмых, планирование, т.е. четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени.

В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции, или правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.

Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в появлении права (правообразовании). О нем говорилось в третьей главе.

Во втором случае имеется в виду процесс развития уже существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется как правотворчество.

Таким образом, правотворчество — это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в обществе правил поведения.

Правотворчество может быть определенным образом типологизировано. Для этого выделяют несколько оснований.

По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъектным и полисубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой правления в государстве. При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковыми является работа парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке прецедентов. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия. Например, издание президентом страны указов.

По характеру правотворческих полномочий правотворчество может быть непосредственным и делегированным.

Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность — основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент, монарх, суды).

Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.

Императивное (повелевающее) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество, делегированное в императивном порядке, как правило, является моносубъектным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы, оставляя при этом свободу усмотрения) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».

Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления).

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество.

Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативно-правовые акты министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. С этой проблемой сталкиваются многие страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки. Россия не является исключением.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Становление следственного аппарата органов внутренних дел Российской Федерации
Следственный аппарат органов внутренних дел Российской Федерации в течение последнего десятилетия в своем развитии прошел три основных этапа: первый – с 1989 по 1994 гг., второй – с 1994 по 1997гг. и третий с 1997 по настоящее время. Анализируя эффективность мер, принятых на первом этапе, который х ...

Общие методологические положения наследования по завещанию
Завеща­ние можно определить как акт физического лица (гражданина, ино­странца, лица без гражданства) по распоряжению принадлежащими ему материальными или нематериальными благами на случай смер­ти. Завещание относится к юридическим актам, то есть к таким пра­вомерным действиям, при совершении которы ...

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
Система многостороннего контроля за оборотом наркотических средств охватывает целый ряд согласованных действий. Правовыми рамками этой системы являются три международные конвенции в области наркотиков, к которым присоединилось большинство государств, в том числе и Российская Федерация. Это Единая К ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru