Государство » Теория государства и права » Правообразование и правотворчество

Правообразование и правотворчество

Страница 1

Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых принципами правотворчества и определяющих существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм, означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа.

Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности принятия. актов.

В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.

В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений.

В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей грамотности при подготовке и принятии законопроектов.

В-шестых, исполнимость, или учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

В-седьмых, планирование, т.е. четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени.

В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции, или правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.

Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в появлении права (правообразовании). О нем говорилось в третьей главе.

Во втором случае имеется в виду процесс развития уже существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется как правотворчество.

Таким образом, правотворчество — это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в обществе правил поведения.

Правотворчество может быть определенным образом типологизировано. Для этого выделяют несколько оснований.

По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъектным и полисубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой правления в государстве. При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковыми является работа парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке прецедентов. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия. Например, издание президентом страны указов.

По характеру правотворческих полномочий правотворчество может быть непосредственным и делегированным.

Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность — основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент, монарх, суды).

Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.

Императивное (повелевающее) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество, делегированное в императивном порядке, как правило, является моносубъектным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы, оставляя при этом свободу усмотрения) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».

Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления).

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество.

Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативно-правовые акты министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. С этой проблемой сталкиваются многие страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки. Россия не является исключением.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие, основания возникновения и признаки юридической ответственности
Прежде чем говорить конкретно о понятии юридической ответственности следует определить, что вообще такое «ответственность». В словаре С.И. Ожегова ответственность определяется как «необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках». В словаре Д.Н. Ушакова ответственност ...

Права, обязанность и ответственность профессиональных организаций
Аккредитованная профессиональная аудиторская организация (далее - профессиональная организация) - некоммерческая организация, являющаяся саморегулируемым объединением аудиторов и аудиторских организаций. Профессиональные организации действуют на основании устава, принимаемого на общем собрании их ч ...

Порядок хранения вещественных доказательств
Порядок хранения вещественных доказательств преследует цель обеспечить процесс доказывания и имущественные интересы потерпевшего, обвиняемого и иных участников процесса. Можно выделить соответствующие задачи хранения, которые этой цели соответствуют. В качестве таких задач выступают: ü обеспеч ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru