Юриспруденция » Уполномоченный экономический оператор » Проблемы формирования правого статуса уполномоченных экономических операторов

Проблемы формирования правого статуса уполномоченных экономических операторов

Страница 1

Понятие «уполномоченный экономический оператор» закреплено в ст. 38 ТК ТС, в соответствии с которой таким статусом может обладать юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в ст. 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ст. 41 ТК.

В связи с этим необходимо отметить следующее. Во-первых, вряд ли имеет практический смысл закладывать в дефиниции отсылки к перечню условий и специальных упрощений, т.е. очерчивать правовой статус нового субъекта через перечисление предоставляемых ему законодательством возможностей по реализации специальных упрощений, а не через перечисление существенных признаков этого субъекта права. Более того, чтобы разобраться в сущностном аспекте этого нового субъекта таможенного права и хотя бы формально отличить его от, например, таможенного перевозчика или таможенного представителя, необходимо обратиться как минимум к двум статьям ТК ТС, которые также имеют существенные недостатки по используемым формулировкам.

Во-вторых, анализ положений ст. 39 ТК ТС и ст. 41 ТК ТС, к которым отсылает дефиниция, позволяет сделать вывод о том, что эти статьи не содержат исчерпывающего перечня условий предоставления статуса УЭО, равно как и исчерпывающего перечня специальных упрощений, и, в свою очередь, отсылают к иным нормам таможенного законодательства.

Так, наряду с такими условиями предоставления статуса УЭО (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 000 000 евро; осуществление внешнеторговой деятельности в пределах определенного срока; отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; а также налоговой недоимки; отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела; наличие особой системы учета) в абз. 7 ст. 39 ТК ТС предусмотрено, что юридическое лицо, обращающееся с заявлением в таможенный орган, должно соответствовать иным требованиям и соблюдать иные условия, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

По аналогичной конструкции сформулирована ст. 41 ТК ТС. Так, УЭО может быть предоставлена возможность временного хранения товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, выпуска товаров до подачи таможенной декларации, проведения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, а также в силу абз. 4 п. 1 указанной статьи - иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

В связи с этим, даже не проводя детального анализа национального законодательства, регламентирующего вопросы "иных условий предоставления статуса УЭО" и «иных специальных упрощений», можно сделать вывод о том, что может произойти ситуация, при которой правовой статус УЭО и условия его получения существенно отличаются в зависимости от той страны, в которой этот статус будет присваиваться.

Этим, по мнению В.Ю. Бубликова, нарушается основополагающий принцип, предъявляемый к нормативным правовым актам, как принцип формальной определенности.

Этот принцип означает, что законодатель формулирует положения законов таким образом, чтобы они были ясными, точными и определенными, а также согласованными с действующей системой правового регулирования.

В-третьих, в ст. 38 ТК ТС законодатель определяет, что статус УЭО присваивается юридическому лицу. Традиционно по российскому таможенному праву субъекты, которые осуществляли свою деятельность в области таможенного дела, могли быть только российскими юридическими лицами. Вместе с тем близкое таможенному праву по "фискальной направленности" законодательство о налогах и сборах использует в отношении налогоплательщиков категории «физические лица» и «организации».

Возникает вопрос: можно ли и в отношении УЭО использовать категорию «организации» и будет ли это целесообразно? Отвечая положительно на этот вопрос, можно привести следующее.

В силу п. 2 ст. 38 ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Характерные черты административного принуждения
Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют. Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются сред ...

Третьи лица как участники гражданского процесса
В ст.34 ГПК РФ к числу лиц, участвующих в деле, отнесены третьи лица. Как и стороны, третьи лица в гражданском процессе могут появиться только в исковом производстве. Сторон в исковом производстве бывает только две. В связи с этим третьим участником гражданского процесса может стать третье лицо. От ...

Права и свободы, обеспечивающие неприкосновенность личной жизни
Прежде чем перейти к непосредственной характеристике основных прав и свобод, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни человека, думаю, что целесообразным будет ответить на вопрос: за что же мы все-таки ценим приватность? Права любого человека – это самый эффективный способ борьбы против прои ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru