Юриспруденция » Возбуждение производства по гражданскому делу » Предпосылки права на обращение за судебной защитой

Предпосылки права на обращение за судебной защитой

Страница 2

Таким образом, личная заинтересованность лица, которое обращается в суд, несомненна и в стадии возбуждения дела не требует особого выяснения, поскольку связана с процессуальным правом такого лица обратиться за судебной защитой. При этом заявитель может и заблуждаться относительно действительного наличия у него субъективного материального права, но при всей очевидности такого заблуждения судья не может по этим мотивам отказать в возбуждении дела. В противном случае о каких-либо объективных критериях при разрешении вопроса о принятии заявления или жалобы говорить было бы невозможно. Процессуальная заинтересованность представляет собой инициативу в возбуждении процесса, принадлежащую прокурору, государственным и иным органам, их должностным лицам, организациям и отдельным гражданам, обратившимся в суд от своего имени в защиту интересов других лиц. В отличие от личной процессуальная заинтересованность возникает в силу прямого указания закона, а также связана с необходимостью представить доказательства фактической невозможности предъявления иска гражданином самостоятельно, что существенно ограничивает возможность защиты прав и интересов таких лиц.

Объективные предпосылки права на предъявление иска подразделяются на положительные и отрицательные. В одних случаях для возникновения права на предъявление иска необходимо наличие определенных обстоятельств — это так называемые положительные предпосылки. В других случаях закон возникновение права на предъявление иска связывает с отсутствием тех или иных обстоятельств, т.е. — с отрицательными предпосылками.

К положительным предпосылкам относятся:

1. подведомственность дела судебным органам;

2. правовой характер требований истца;

3. обязательное предварительное рассмотрение спора в несудебном порядке в случаях, установленных законом.

Подведомственность. Дело может быть возбуждено только в том случае, если его рассмотрение и разрешение отнесены к компетенции суда или, как это принято называть в российском процессуальном праве, его подведомственности. Объективная необходимость существования института подведомственности состоит в том, что в любом государстве складывается система органов, наделенных правом разрешать конфликты юридического характера, и, как следствие, возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Подведомственность гражданского дела является необходимым и безусловным основанием возникновения процесса по делу и рассмотрения его судом. Граница, определенная подведомственностью, считается для времени возбуждения гражданского дела твердой и определенной, поэтому она и может иметь значение предпосылки права на доступ к правосудию.

Институт подведомственности в советском гражданском процессе был связан с деятельностью государственных и общественных органов, поэтому подведомственность дел судебным органам понимали как «разграничение компетенции между ними, с одной стороны, и иными государственными и общественными органами - с другой, по рассмотрению и разрешению гражданских дел». Современное российское законодательство, основанное на Конституции РФ и международных стандартах, закрепило правило о том, что правосудие может осуществлять только суд. Исходя из этого, такая функция подведомственности, как разграничение полномочий между судебными и общественными органами, в настоящее время потеряла свою актуальность. Безусловное признание современным российским правом приоритета суда как органа, принимающего обязательное решение по вопросам, связанным с правами и свободами человека, повлекло и определенные терминологические изменения. С учетом ст. 46 и 126 Конституции РФ термин «подведомственность» фактически был заменен «предметной подсудностью», на основе которой конкретные категории дел (дела) входят в компетенцию соответствующего звена судебной системы.

ГПК РФ в ст. 22 устанавливает общие правила подведомственности (или, точнее, предметной подсудности), однако не дает определения данному правовому институту. Правильнее рассматривать подведомственность как одно из проявлений понятия «компетенция» применительно к юрисдикционным органам (то есть к одному из видов государственных органов), разрешающим споры о праве и иные правовые коллизии). Правила о разграничении подведомственности позволяют распределить дела между юрисдикционными органами, относя подавляющую их часть к компетенции суда общей юрисдикции. Но внутри гражданского процесса эта компетенция является лишь условием наделения судов различных инстанций специальной способностью иметь процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Полномочия прокурора, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона
При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях следует иметь в виду, что ФЗ «О прокуратуре РФ» так же, как и применительно к иным направлениям прокурорского надзора не содержит ...

Определение понятия морального вреда
Конкретизируя сущность понятия «вред», важно также разделять отдельные его категории и, таким образом, определить позицию морального вреда. Как подчеркивает А.М.Эрделевский, неправильное разграничение вреда по его видам может привести к неверным выводам. В юридической науке используются различные к ...

Процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям
В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавлив ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru