Для лучшего понимания норм действующего в настоящее время Семейного кодекса следует обратиться к истории возникновения семейного законодательства в России. Октябрьская революция 1917 года послужила началом новой эры в законотворчестве. Вскоре после нее, 18 декабря 1917 года, был принят первый Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который признал юридическую силу только за зарегистрированным браком (религиозная форма брака никаких правовых последствий не порождала). Для этого предписывалось создание специальных государственных органов – записи актов гражданского состояния (загсов). Брачный возраст устанавливался: для мужчин 18 лет, для женщин 16 лет, супруги уравнивались в правах. Этим же Декретом были уравнены в правах брачные и внебрачные дети, появилась юридическая возможность установления отцовства (в судебном порядке).
На следующий день, 19 декабря 1917 года, был принят еще один Декрет – «О расторжении брака», который предусматривал административный (в органах загса) и судебный порядок развода. Был провозглашен принцип свободы брака, нацеленный на освобождение женщин от тех брачных уз, которые им были навязаны помимо их воли (брак, заключенный по религиозным убеждениям, дискриминационным местным обычаям, по принуждению родителей, из-за материальной безысходности и т.п. причин).
В 1918 г. все нормы семейного права объединили и развили в одном акте – Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗоБСО). Помимо положений вышеуказанных Декретов, предусматривались и новые: правила о недействительности брака, раздельном режиме имущества супругов, провозглашался приоритет интересов детей, было введено алиментирование членов семьи и др. Отрицательными моментами следует назвать ориентацию Кодекса на общественное воспитание несовершеннолетних, отмену усыновления детей. В ст. 183 КЗоБСО указывалось: «С момента вступления в силу настоящего Закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей». Как объясняла автор «Введения» З. Теттенборн, сделано это было с целью избежать эксплуатации детей, которых под видом усыновления могли фактически использовать в качестве батраков в крестьянских семьях.
В результате всенародного обсуждения в 1926 г. был принят новый Семейный кодекс – Кодекс законов о браке, семье и опеке, многие позиции которого сохраняются и в наше время. Так, был установлен единый брачный возраст и для мужчин, и для женщин – 18 лет, введена общность имущества супругов (режим общей совместной собственности), восстановлено усыновление, упростился порядок установления отцовства и др. Изменился порядок расторжения брака: вместо прежних, судебного и регистрационного (административного) порядка, остался только последний, т.е. с момента введения Кодекса в действие супруги могли оформить развод только в загсе в упрощенном порядке (иногда даже в отсутствие одного из супругов).
Большим минусом в законодательном регулировании брачных отношений явилось приравнивание фактического брака к зарегистрированному. Это было введено в интересах женщин, т. к. зачастую из-за отсутствия специальности, необходимости ведения домашнего хозяйства, наличия маленьких детей они экономически еще не были равны с мужчинами. Следует отметить, что в двадцатые годы, как и сейчас, фактические браки были достаточно распространенным явлением в обществе.
Чуть позже, в 1928 г. в Кодекс было внесено дополнение, по которому в случае отказа фактического воспитателя от дальнейшего воспитания и содержания воспитанника он обязывался к алиментированию фактического воспитанника.
Исторические особенности развития исполнительного производства в России
Историческое развитие института исполнительного производства непосредственно связано с правовыми нормами. По ранним литературным источникам в Древней Руси исполнением занимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII в. единственным орг ...
Формы организации обучения и активной деятельности на занятиях по праву
Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций: по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса о ...
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти
Система федеральных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной власти на территории Российской Федерации, представляет собой организованную на основе единых принципов, общих задач и целей совокупность государственных органов, возглавляемых Правите ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.