Юриспруденция » Защита прав потребителей в торговом обслуживании » Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах

Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах

Страница 1

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая и ту, которая непосредственно не связана с качеством товара. Юридическое значение и ответственность за нарушение права потребителя на различные виды информации не идентичны.

Вопросам информации в указанном Законе посвящено пять статей, что указывает на важное значение, которое придает законодатель этому праву потребителя.

Впервые провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию.

Закон не раскрывает содержание понятия «необходимая информация», и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства.

По мнению Парция Я.Е. «…при возникновении споров, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего, интересы потребителя. Однако, в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая в соответствии с Законом является обязательной…». Перечень сведений, которые обязательно должна содержать информация о товаре содержится в ст. 10 Закона.

Нецветаев А.Г. считает, что «… под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов…». Следует согласиться с мнением Парция Я.Е., а также с точкой зрения Нецветаева А.Г. Действительно, информация о товаре предоставляется потребителю для того, чтобы он смог самостоятельно без посторонней помощи выбрать необходимый ему товар, поэтому информация о товаре должна быть полной и учитывать интересы потребителя.

Закон не дает также определения «достоверной информации». В связи с этим, приведем определение, которое дает Зайцева В. Под «достоверной информацией» она понимает точное соответствие информации действительным свойствам товара.

Большое значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и то, каким образом она доводится до сведения потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров (видах договоров купли-продажи) и правилах оказания различных услуг.

Ранее в Законе говорилось о том, что информация должна доводиться до сведения потребителей в наглядной и доступной форме. В сложившейся на тот период судебной практике предоставление информации только на иностранном языке считалось нарушением права потребителя на информацию, так как потребитель может не владеть иностранным языком и, следовательно, эта информация становится для него недоступной. Однако, при отсутствии в Законе прямого требования о предоставлении информации на русском языке фирма могла спорить о том, насколько недоступным для потребителя являются, например, сведения о составе продукта, приведённые на английском или другом иностранном языке.

Поэтому, в целях законодательного подкрепления сложившейся судебной практики, п. 2 ст. 8 Закона был изложен по-новому - теперь информация должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России. Также Правительство РФ Постановлением от 27.12.96 г. № 1575 запретило с 1 мая 1997 г. продажу на территории РФ импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.

Несмотря на это, сегодня, в продаже все-таки встречается товар, на котором, при всем желании информации на русском языке найти невозможно по той причине, что ее просто нет. Это является нарушением положений Закона. Согласно абз. 2 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» предоставление информации о товаре на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п.п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Форма, источники международного права
Международное право существует в форме норм. Юр содержанием нормы явл правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования межд права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. ...

Функциональная основа государственной службы
Функциональная основа определяет содержание профессии государственного служащего, а значит, основные направления и целевые установки реализации должностных полномочий. Практически все спорные вопросы решаются на внутриведомственном уровне: либо путём переговоров, либо посредством комиссий по служеб ...

Источники конституционного права
Источники отрасли конституционного права – это юридические формы (акты), в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы. Источники конституционного права России как отрасли: Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Акты референдума; Конституции республ ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru