Юриспруденция » Защита прав потребителей в торговом обслуживании » Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах

Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах

Страница 1

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая и ту, которая непосредственно не связана с качеством товара. Юридическое значение и ответственность за нарушение права потребителя на различные виды информации не идентичны.

Вопросам информации в указанном Законе посвящено пять статей, что указывает на важное значение, которое придает законодатель этому праву потребителя.

Впервые провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию.

Закон не раскрывает содержание понятия «необходимая информация», и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства.

По мнению Парция Я.Е. «…при возникновении споров, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего, интересы потребителя. Однако, в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая в соответствии с Законом является обязательной…». Перечень сведений, которые обязательно должна содержать информация о товаре содержится в ст. 10 Закона.

Нецветаев А.Г. считает, что «… под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов…». Следует согласиться с мнением Парция Я.Е., а также с точкой зрения Нецветаева А.Г. Действительно, информация о товаре предоставляется потребителю для того, чтобы он смог самостоятельно без посторонней помощи выбрать необходимый ему товар, поэтому информация о товаре должна быть полной и учитывать интересы потребителя.

Закон не дает также определения «достоверной информации». В связи с этим, приведем определение, которое дает Зайцева В. Под «достоверной информацией» она понимает точное соответствие информации действительным свойствам товара.

Большое значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и то, каким образом она доводится до сведения потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров (видах договоров купли-продажи) и правилах оказания различных услуг.

Ранее в Законе говорилось о том, что информация должна доводиться до сведения потребителей в наглядной и доступной форме. В сложившейся на тот период судебной практике предоставление информации только на иностранном языке считалось нарушением права потребителя на информацию, так как потребитель может не владеть иностранным языком и, следовательно, эта информация становится для него недоступной. Однако, при отсутствии в Законе прямого требования о предоставлении информации на русском языке фирма могла спорить о том, насколько недоступным для потребителя являются, например, сведения о составе продукта, приведённые на английском или другом иностранном языке.

Поэтому, в целях законодательного подкрепления сложившейся судебной практики, п. 2 ст. 8 Закона был изложен по-новому - теперь информация должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России. Также Правительство РФ Постановлением от 27.12.96 г. № 1575 запретило с 1 мая 1997 г. продажу на территории РФ импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.

Несмотря на это, сегодня, в продаже все-таки встречается товар, на котором, при всем желании информации на русском языке найти невозможно по той причине, что ее просто нет. Это является нарушением положений Закона. Согласно абз. 2 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» предоставление информации о товаре на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п.п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Объективная сторона преступления против здоровья человека
Объективная сторона причинения вреда здоровью может выражаться как в действии, так и в бездействии (что значительно реже), при этом большинство составов соответствующих преступлений сконструированы в статьях Кодекса по типу материальных. Это означает, что обязательными признаками объективной сторон ...

Понятие административного принуждения
Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Го ...

Понятие и основная характеристика договора аренды земельного участка
Предоставление другому земли в пользование, как особый вид социально-экономических отношений известно, примерно четыре тысячелетия (вероятно, первый акт, регулирующий аренду земли – Законы Билаламы – XX в. до н.э.). В хозяйственной практике древних цивилизаций Индии, Месопотамии, Египта, Китая широ ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru