Юриспруденция » Защита прав потребителей в торговом обслуживании » Развития законодательства о защите прав потребителей

Развития законодательства о защите прав потребителей

Страница 2

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона «О защите прав потребителей» не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).

Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» была принята новая редакция Закона, вступившая в силу со дня официального опубликования - 16 января 1996 г.

С 1 марта 1996 г. введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК), содержащая нормы об отдельных видах обязательств. Федеральным законом «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ с 1 марта 1996 г. признаны утратившими силу раздел «Обязательственное право» Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), ряд других актов и аналогичный раздел «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (1991 г.), ряд других актов СССР - не подлежащими применению на территории РФ.

Этим законом (ст. 9) установлено, что когда одной из сторон в обязательстве является гражданин-потребитель, то он пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

К сожалению, в новой редакции не были учтены некоторые нормы части второй ГК РФ, имеющие отношение к Закону. В связи с этим обнаружилось немало норм Закона, не соответствующих аналогичным нормам ГК РФ, что создавало определенные трудности для практики их применения. К тому же, отдельные нормы ГК содержали явные ошибки и недостатки.

В этой связи Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, основной целью которых является приведение Закона «О защите прав потребителей» в соответствие с нормами ГК. Одновременно Федеральным законом РФ № 213-ФЗ, подписанным в тот же день (17 декабря 1999 г.), были внесены изменения и дополнения в некоторые статьи части второй ГК РФ.

Редакция Закона «О защите прав потребителей», вступившая в силу 1 января 2005 года внесла прогрессивные коррективы в данный законодательный акт. Одной из существенных гарантий охраны прав потребителя стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающие интересы потребителей.

Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствами и ведомствами. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Экономические, социальные и культурные права и свободы
Экономические, социальные и культурные права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждом ...

Договор банковского вклада
Примитивно банковскую деятельность можно представить как привлечение банком денег от населения и организаций по договору банковского вклада (банк платит вкладчикам проценты) для передачи этих денег другим гражданам и организациям по кредитному договору (банк получает от заемщика проценты). Разница ...

Современное понимание физической свободы человека и ее содержание
Прежде чем перейти к рассмотрению основного вопроса данного параграфа, следует разобраться в употребляемых в Конституции РФ терминах: «основные права и свободы человека и гражданина», «права и свободы человека и гражданина», «иные права и свободы человека и гражданина» (ст. 17, 55 Конституции). Нын ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru