На практике перевод злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в исправительные колонии иных видов режима осуществляется судом после неоднократного водворения осужденных за грубые, систематические нарушения в штрафной изолятор. Необходимо отметить, что наиболее частыми видами нарушений, за совершение которых осужденные отбывающие наказание в колониях-поселениях, переводятся судом на прежние виды режимов, являются систематическое употребление спиртных напитков, отказы от общественно-полезного труда и нарушения границ территории колонии-поселения.
Закон не делает различий по степени злостности нарушений установленного порядка отбывания наказания среди различных категорий осужденных, к которым применяются изменения условий содержания путем перевода в исправительные учреждения иного вида режима. В то же время, знак равенства, с точки зрения опасности, нельзя ставить между злостными нарушителями, переведенными из исправительных учреждений общего и строгого видов режимов в тюрьму, между возвращенными из колонии-поселения на прежние виды режимов, а также из колонии-поселения, направляемых по приговору суда на общий вид режима. Указанные переводы злостных нарушителей из одного исправительного учреждения в другое иного вида режима имеют различные правовые последствия.
На наш взгляд, применять ко всем видам переводов единый термин "злостные нарушения режима", служащий основанием таких переводов, нецелесообразно. Думается, что этот термин применим только к осужденным, переводимым из исправительных учреждений общего и строгого видов режимов в тюрьму, поскольку эти лица за систематические нарушения условий отбывания наказания подвергаются всем мерам взыскания, безуспешность применения которых заставляет изменить условия содержания осужденных в худшую сторону. Что же касается осужденных другой категории, то здесь речь идет не о злостных нарушениях отбывания наказания, поскольку до возвращения на прежний вид режима и при назначении судом наказания в виде направления осужденных в колонию-поселение, эти лица характеризовались как положительные, и в порядке поощрения были переведены в другие исправительные учреждения с меньшим объемом правоограничений. Совершение осужденным в исправительном учреждении иного вида режима первого нарушения свидетельствует о допущенной ошибке при переводе лица и возможном возврате его на прежний вид режима. Если правовым последствием перевода осужденного из исправительного учреждения в тюрьму является значительное увеличение объема кары, ухудшение правового положения нарушителя, то при возврате из колонии-поселения в исправительные учреждения общего и строгого видов режимов осужденные восстанавливаются в первоначальном правовом положении. Следовательно, понятие "злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания", служащие единственным основанием вышеназванных переводов осужденных из одного исправительного учреждение в другое иного вида режима не может быть идентичным по своему содержанию. О том, что осужденных, переводимых из исправительных учреждений в тюрьму либо возвращенных из колоний-поселений в ИУ общих и строгих видов режимов, нельзя по степени общественной опасности, социально-педагогической характеристике отождествлять единым термином "злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания", свидетельствуют данные исследований.
Необходимо подчеркнуть, что лицо переводится из ИУ в тюрьму не за любое нарушение режима, а лишь за совершение грубых нарушений установленного порядка отбывания наказания, то есть таких правонарушений, за которые осужденный подвергается всем мерам взыскания, предусмотренным на данном виде режима.
Понятие, признаки норм права
Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются "общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности фо ...
Урок- игра. Специфика его организации и проведения в процессе преподавания
правовых дисциплин
В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра – это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьни ...
Отграничение преступлений против свободы человека
от смежных составов преступлений
Обеспечение права на свободу и личную неприкосновенность в определенной степени зависит и от правильной квалификации содеянного. Сложности возникают, например, при разграничении составов похищения человека, незаконного лишения свободы и захвата заложников. Этому способствует, с одной стороны, некот ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.