Юриспруденция » Государственное управление агропромышленным комплексом » Реформирование аграрного сектора в россии: предпосылки, особенности осуществления и результаты

Реформирование аграрного сектора в россии: предпосылки, особенности осуществления и результаты

Страница 2

Попытки реформирования советской системы, предпринятые после прихода к руководству страной М. Горбачева в 1985 году, несомненно, связаны с началом экономического кризиса в СССР. В литературе последнего десятилетия можно найти несколько вариантов ответа на вопрос о причинах провала горбачевских экономических реформ и начала экономического кризиса в СССР. Причем ниже позиции характерны как для зарубежных, так и для российских исследователей.

Во-первых, подход, в соответствии с которым идеи "улучшенного", или рыночного, Социализма являются полностью надуманными и нереалистичными. Единственной эффективной экономикой считается "нормальная", капиталистическая рыночная экономика, а потому реформы, направленные на улучшение, модернизацию социализма советского типа, обречены на провал. Наиболее последовательно эти идеи высказывались старшим поколением западных политологов и экономистов, анализировавших советскую экономическую систему. Однако их решение означало бы, на практике, выход за рамки собственно социалистической экономики в советском ее понимании сколь бы широко эти рамки не растягивались идеологами и теоретиками "совершенствования хозяйственного механизма".

Во-вторых, значительная часть специалистов "классиков после сталинской советологии" утверждала, что реформирование советской экономики является делом исключительно сложным и противоречивым, в процессе осуществления этих реформ приходится решать ряд задач, отчасти противоречащих друг другу, и потому в процессе реформирования неизбежно возникают трудности и временные ухудшения ситуации. Для успешного осуществления такого рода преобразований необходимы выдержка и постепенность. Неготовность к этому (народа и/или политической элиты) вызывает лишь обострение кризиса и политической борьбы.

В-третьих, подход, акцентирующий внимание на ошибках М. Горбачева и его коллег, в результате которых итоги перестройки оказались значительно хуже, чем можно было ожидать. Этот подход стал особенно популярен, естественно, уже после распада СССР и ухода в отставку М. Горбачева. Большинство советских и пост советских интерпретаций, содержащихся в аналитических работах и мемуарах активных участников событий 1985-1991 годов, в основном повторяют аналогичную систему аргументов. "" Наконец, в четвертых, ряд авторов рассматривает начавшийся кризис как результат неудачной попытки советского руководства осуществить переход на более высокую ступень технологической системы, адаптировать социалистическую социально-экономическую систему к потребностям постиндустриальной эпохи. Экономика не была способна адаптироваться к новым вызовам времени (прежде всего к новым технологиям), тогда как государственная власть в последний раз попыталась использовать свой уходящий корнями в индустриальную эпоху Мобилизационный потенциал для прорыва за рамки индустриализма.

Все эти объяснения справедливы. И реформы были исключительно сложны, и ошибок было сделано немало. И сами идеалы "рыночного социализма" в конце 20 столетия были уже более чем призрачны. Однако призрачность цели не объясняет быстроту развала. И сложность проблемы не дает полного объяснения многочисленности ошибок. Слишком устойчив был "старый режим", чтобы быстро развалиться из-за одной только некомпетентности его новых руководителей. К середине 80-х годов, в СССР, сформировалось ясное понимание необходимости проведения определенных реформаторских преобразований. Об экономических реформах было принято говорить официально, соответствующие задачи обсуждались в партийных документах разного уровня. Но явно вставала на повестку дня и политическая реформа (хотя о ней и не говорили открыто), аргументы в пользу которой усиливались с каждыми очередными похоронами высшего советского руководителя.

Открытым оставался вопрос о выборе модели этого реформирования. И с точки зрения теоретической, и с позиций накопленного к этому времени практического опыта развития различных коммунистических стран таких моделей в принципе было две. С известной долей условности их можно подразделить на китайскую и чешско-венгерскую. В обоих случаях речь идет о трансформации в направлении большего "подключения" рыночных отношений, и в этом смысле можно говорить о трансформации в направлении "рыночного социализма". Однако на этом их сходство и завершается.

Первую модель отличают две принципиально важные особенности, Во-» первых, ее задачей является формирование классической двухсекторной экономики, включающей государственный (как правило, неэффективный, но "стратегически важный") и рыночный секторы. Во-вторых, необходимым условием выступает сохранение жесткого политического контроля со стороны правящей партии и тем самым сохранение в полном объеме тоталитарного государства коммунистического или националистического типа. Поэтому преобразования такого рода отличаются поэтапной, как правило, начинающейся с сельского хозяйства и сектора услуг коммерциализацией народного хозяйства, четким разграничением частного рыночного и государственного секторов, стремлением властей использовать элементы мобилизационного потенциала, в принципе характерного для авторитарной системы. Нежелание властей дополнять экономическую либерализацию политической делает для этой системы особенно актуальной и болезненной проблему "социалистического цикла".

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Современное состояние законодательства об альтернативной гражданской службе
Реализация гражданами России конституционного права на альтернативную гражданскую службу имеет самостоятельные источники. Правовыми источниками реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой являются внешние формы выражения россий ...

Субъекты права собственности на жилое помещение
Владеть недвижимым имуществом на праве собственности, совершать с недвижимостью сделки могут в установленном законом порядке: а) граждане, б) юридические лица, в) иные субъекты гражданских прав (публично-правовые образования). а) Субъектами гражданских прав в России могут быть не только граждане РФ ...

Признание договора поставки недействительной сделкой, последствия оспаривания договора поставки
В судебной практике все чаще стали возникать дела по признанию договора поставки недействительным и по применению последствий его недействительности. На первый взгляд может сложиться мнение, что при разрешении данных дел обычно никаких сложностей не возникает. Поскольку договор поставки является сд ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru