Следует подчеркнуть, что качество и безопасность продукции во многом определяются уровнем нормативных документов, систем стандартизации и сертификации. Основная гарантия безопасности продуктов питания для здоровья человека – их сертификация и стандартизация в соответствии с принятыми законодательными актами.
Как известно, существующий фонд государственных стандартов создавался в условиях централизованной плановой экономики, в которой требования к качеству продукции определялись не рынком. При переходе к рыночным отношениям действующая система нормативных документов оказалась неадекватной новым условиям ее использования. Многие действующие стандарты устарели. Низкий уровень нормативно-технической документации, в первую очередь ГОСТов, открывает доступ для сырья с большими колебаниями качественных показателей, что служит тормозом для выработки изделий высокого качества. В связи с этим необходима актуализация действующего фонда государственных стандартов и интенсификация его обновления. Это позволит повысить выработку пищевой продукции из единицы сырья и его качество, а также создаст условия, при которых сельские товаропроизводители должны будут учитывать интересы пищевой и перерабатывающей промышленности.
Таким образом, одной из важнейших особенностей сертификации является то, что все операции осуществляются в рамках определенной системы, которая устанавливает четкие правила их выполнения и функционирует под руководством специально уполномоченного органа. Этот орган в роли третьей стороны осуществляет руководство организацией и функционированием системы в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами страны или ряда стран.
Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам (табл. 1).
Таблица 1. Классификация наиболее распространенных систем сертификации
Признак классификации |
Система сертификации продукции |
Заинтересованность сторон |
Национальная Региональная Международная |
Правовой статус |
Обязательная Добровольная Самостоятельная |
Участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации |
Третьей стороной |
Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности.
С 15 февраля 2010 года в России вступило в силу постановление об отмене обязательной сертификации продуктов питания и косметики. Эти товары не будут впредь подвергаться обязательной проверке государства. Продавцы смогут продавать свой товар, лишь заполнив декларацию о подтверждении соответствия заявленным ими же качествам товара. В список товаров, оставленных государством «без присмотра», попали: питьевая вода, сахар, соль, мука, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясо и рыба, полуфабрикаты, замороженные овощи, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты, ароматизаторы.
Именно так осуществляется контроль за качеством пищевой продукции в США, ЕС, других развитых странах. Систем обязательной сертификации продуктов питания там нет. Зато, например, с 1 января в Европе ввели новые директивы, которые требуют, чтобы изготовитель гарантировал качество и безопасность товара, после изготовителя – импортер, потом дистрибьютор. В итоге качество подтверждается трижды, и ответственность несут сразу три организации.
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.