В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Исполнительная власть в субъектах РФ организуется и функционирует на общих для всех ветвей и уровней государственной власти конституционных основах единства системы государственной власти, разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельности органов местного самоуправления. Они находят свое продолжение в конституциях и уставах субъектов, однако не все субъекты смогли предложить адекватное их отражение.
Система органов исполнительной власти – составная часть системы органов государственной власти субъектов Федерации и, следовательно, обладает общими родовыми признаками последней. Вместе с тем ей присущи значительные особенности, вытекающие из природы исполнительной власти, ее значения и места в системе государственно-правовых институтов.
Понятие «система органов» всегда вызывало сложности в юридической практике, как правотворческой, так и правоприменительной, поскольку не предполагает однозначного определения. В ряде законов субъектов Федерации имеются легальные дефиниции понятия системы органов исполнительной власти; впрочем, ни одна из них не может быть признана удачной. Так, согласно ст. 1 Закона Орловской области «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области», система органов исполнительной государственной власти Орловской области именуется администрацией Орловской области. А в соответствии со ст. 1 Закона Псковской области «О системе органов исполнительной власти Псковской области» – в систему органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти – Администрация Псковской области и иные органы исполнительной власти области. Администрация области возглавляет систему органов исполнительной власти области. В этих и других законах система органов определяется с точки зрения ее состава – набора органов исполнительной власти субъекта Федерации, которые эту власть осуществляют. В данном случае очевидно влияние постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании ст. 71, 76 и 112 Конституции РФ, в котором, кстати, не определяется понятие системы федеральных органов исполнительной власти, а констатируется, что в эту систему входит Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти (п. 1 резолютивной части постановления).
Полагаем, что понятие «система органов исполнительной власти субъектов РФ» означает совокупность этих органов, объединенных общими целями, задачами и принципами деятельности и дифференцированных в зависимости от места в иерархии исполнительной власти, характера компетенции, организационно-правовых форм строения и деятельности, а также ряда других признаков, с выделением внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей.
Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет тот набор нормативных правовых актов, которые будут регулировать организацию и функционирование его системы исполнительной власти, зачастую комбинируя содержание названных выше актов; при этом в таком регулировании в обязательном порядке участвуют конституция или устав, а также законы и подзаконные акты, принятие которых прямо предусмотрено федеральным законодательством. Например, подобные предписания содержатся в подпункте «м» п. 2 ст. 5, п. 4 ст. 17, п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», хотя и не все субъекты стараются своевременно приводить свои правовые акты в соответствие с ним.
Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср
в годы великой отечественной войны
22 июня 1941 г. начался новый трагический период в истории белорусского народа. Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Белорусская держава одна из первых советских республик приняла на себя удар гитлеровской армии. Уже в середине июля 1941 го ...
Стороны, предмет, сроки договора аренды земельного участка
ГК РФ не дает определения земли как объекта гражданских правоотношений, в одном случае земля просто отнесена к категории «вещь» (это следует из ст. 128 ГК РФ), в других случаях говорится о «земле» (п. 1 ст. 130 ГК РФ) в значении, явно не связанном с оборотом, в иных применяется термин «земельный уч ...
Содержание понятия "исполненное обязательство"
Исполнение обязательства можно рассматривать не только как процесс, но и как юридический факт. Когда действия по исполнению обязательства стороны уже совершили, остается определить, прекратилось обязательство или нет. Если исполнение было надлежащим, обязательство прекращается, если нет - не прекра ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.