Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.
Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым, т.е. закон содержит "лестницу наказаний". Эта "лестница" нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико ее значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции.
В целом систему мер административных наказаний можно представить как внутреннее организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде.
Из приведенного определения вытекают основные признаки, которые раскрывают дефиницию данного образования как систему мер административных наказаний. Первый признак - общий и выражает логику системообразующих связей элементов любой системы, в том числе и административных наказаний. Виды административных наказаний как элементы системы административных наказаний объединены и находятся в объективном соединенном состоянии по определенным содержательным основаниям, которые характеризуют особенности их свойств и связей. Перечисленные в КоАП Республики Беларусь виды административных наказаний имеют большое количество общих черт, например единый порядок наложения, одни и те же цели применения; все они являются мерами административной ответственности и устанавливаются государством, правда, существует дифференциация по кругу субъектов, наделенных правом их применения, по юридическим последствиям, форме наложения (например, предупреждение может быть сделано в устной форме) и др.
Второй признак - это структурно-иерархическое единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Что касается первого уровня указанной системы, то в него включена категория административного наказания в его собирательном смысле, который формируется исходя из "сложения" признаков каждого формального вида административного наказания. Система образует собой единство в результате структурно-иерархической упорядоченности ее элементов - видов административных наказаний, определяющей их функциональные зависимости и взаимодействие. Административные взыскания, входящие в рассматриваемую систему, являются именно наказаниями, т.е. мерами ответственности за совершение административного правонарушения. В этой связи подчеркнем, что ни система в целом, ни один из составляющих ее элементов - видов административных наказаний не могут определяться иным путем, вне административного-деликтного регулирования. Сама же система наказаний построена посредством расположения различных видов таких наказаний в определенном сравнительном порядке: в зависимости от степени их суровости.
"Подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, - пишет Д.Н. Бахрах, - в Кодексе об административных правонарушениях перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами законодатель сконструировал "лестницу наказаний", которая будет учитываться и законодательными органами, и многочисленными должностными лицами, которые будут налагать такие санкции. Можно согласиться с мнением Д.Н. Бахраха о том, что в КоАП перечень административных взысканий дан от менее суровых к более суровым. Однако эта оценка имеет объективный характер. Что же касается субъективной стороны, то часто правонарушитель отдал бы предпочтение, например, административному аресту (его максимум составляет 15 суток), а не административному штрафу, размер которого может составлять несколько сот тысяч рублей. По крайней мере, такие случаи, когда правонарушители высказывали соответствующие пожелания, известны.
Теоретические и правовые аспекты законодательного процесса в РФ
Законотворчество является одной из важнейших сторон деятельности государства, которое ставит перед собой цель создания и (или) совершенствования единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы законодательных норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения. Необходимо отметить, что в ...
Оплата и фактическая выдача груза
Статьей 30 УЖДТ РФ устанавливается обязанность внесения грузоотправителем платы за перевозку грузов до момента приема грузов. Данное правило носит диспозитивный характер, так как иное может быть предусмотрено как самим УЖДТ РФ, так и соглашением сторон договора грузоперевозки. Так, абз.3 ст.30 УЖДТ ...
Виды административных правонарушений в сфере благоустройства
города
Большая часть правонарушений наблюдается в области экологии и чистоты города, т.е. вывоз мусора, несоблюдение правил утилизации, эксплуатации, загрязнение атмосферы, а так же создание и содержание зелёных насаждений. Значительную долю правонарушений занимает несанкционированное размещение объектов ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.