Юриспруденция » Виды административных взысканий и особенности их применения » Особенности системы административных взысканий

Особенности системы административных взысканий

Страница 1

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым, т.е. закон содержит "лестницу наказаний". Эта "лестница" нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико ее значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции.

В целом систему мер административных наказаний можно представить как внутреннее организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде.

Из приведенного определения вытекают основные признаки, которые раскрывают дефиницию данного образования как систему мер административных наказаний. Первый признак - общий и выражает логику системообразующих связей элементов любой системы, в том числе и административных наказаний. Виды административных наказаний как элементы системы административных наказаний объединены и находятся в объективном соединенном состоянии по определенным содержательным основаниям, которые характеризуют особенности их свойств и связей. Перечисленные в КоАП Республики Беларусь виды административных наказаний имеют большое количество общих черт, например единый порядок наложения, одни и те же цели применения; все они являются мерами административной ответственности и устанавливаются государством, правда, существует дифференциация по кругу субъектов, наделенных правом их применения, по юридическим последствиям, форме наложения (например, предупреждение может быть сделано в устной форме) и др.

Второй признак - это структурно-иерархическое единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Что касается первого уровня указанной системы, то в него включена категория административного наказания в его собирательном смысле, который формируется исходя из "сложения" признаков каждого формального вида административного наказания. Система образует собой единство в результате структурно-иерархической упорядоченности ее элементов - видов административных наказаний, определяющей их функциональные зависимости и взаимодействие. Административные взыскания, входящие в рассматриваемую систему, являются именно наказаниями, т.е. мерами ответственности за совершение административного правонарушения. В этой связи подчеркнем, что ни система в целом, ни один из составляющих ее элементов - видов административных наказаний не могут определяться иным путем, вне административного-деликтного регулирования. Сама же система наказаний построена посредством расположения различных видов таких наказаний в определенном сравнительном порядке: в зависимости от степени их суровости.

"Подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, - пишет Д.Н. Бахрах, - в Кодексе об административных правонарушениях перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами законодатель сконструировал "лестницу наказаний", которая будет учитываться и законодательными органами, и многочисленными должностными лицами, которые будут налагать такие санкции. Можно согласиться с мнением Д.Н. Бахраха о том, что в КоАП перечень административных взысканий дан от менее суровых к более суровым. Однако эта оценка имеет объективный характер. Что же касается субъективной стороны, то часто правонарушитель отдал бы предпочтение, например, административному аресту (его максимум составляет 15 суток), а не административному штрафу, размер которого может составлять несколько сот тысяч рублей. По крайней мере, такие случаи, когда правонарушители высказывали соответствующие пожелания, известны.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ...

Организация работы с населением
Поселок городского типа Кильмезь является административным, хозяйственным и культурным центром Кильмезского административного района, расположенного в юго-восточной части Кировской области. Основой экономики муниципального образования является заготовка леса. Специализация экономики - заготовка и п ...

Компенсация расходов, связанная с переездом в районы Крайнего Севера и местности приравненные к ним
Основанием для получения гарантий и компенсаций при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (независимо из-за пределов указанных районов или внутри них) является факт заключения трудового договора между работником и работодателем. В статье 326 Трудового кодекса, в отличие о ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru