Юриспруденция » Виды административных взысканий и особенности их применения » Особенности системы административных взысканий

Особенности системы административных взысканий

Страница 1

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым, т.е. закон содержит "лестницу наказаний". Эта "лестница" нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико ее значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции.

В целом систему мер административных наказаний можно представить как внутреннее организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде.

Из приведенного определения вытекают основные признаки, которые раскрывают дефиницию данного образования как систему мер административных наказаний. Первый признак - общий и выражает логику системообразующих связей элементов любой системы, в том числе и административных наказаний. Виды административных наказаний как элементы системы административных наказаний объединены и находятся в объективном соединенном состоянии по определенным содержательным основаниям, которые характеризуют особенности их свойств и связей. Перечисленные в КоАП Республики Беларусь виды административных наказаний имеют большое количество общих черт, например единый порядок наложения, одни и те же цели применения; все они являются мерами административной ответственности и устанавливаются государством, правда, существует дифференциация по кругу субъектов, наделенных правом их применения, по юридическим последствиям, форме наложения (например, предупреждение может быть сделано в устной форме) и др.

Второй признак - это структурно-иерархическое единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Что касается первого уровня указанной системы, то в него включена категория административного наказания в его собирательном смысле, который формируется исходя из "сложения" признаков каждого формального вида административного наказания. Система образует собой единство в результате структурно-иерархической упорядоченности ее элементов - видов административных наказаний, определяющей их функциональные зависимости и взаимодействие. Административные взыскания, входящие в рассматриваемую систему, являются именно наказаниями, т.е. мерами ответственности за совершение административного правонарушения. В этой связи подчеркнем, что ни система в целом, ни один из составляющих ее элементов - видов административных наказаний не могут определяться иным путем, вне административного-деликтного регулирования. Сама же система наказаний построена посредством расположения различных видов таких наказаний в определенном сравнительном порядке: в зависимости от степени их суровости.

"Подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, - пишет Д.Н. Бахрах, - в Кодексе об административных правонарушениях перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами законодатель сконструировал "лестницу наказаний", которая будет учитываться и законодательными органами, и многочисленными должностными лицами, которые будут налагать такие санкции. Можно согласиться с мнением Д.Н. Бахраха о том, что в КоАП перечень административных взысканий дан от менее суровых к более суровым. Однако эта оценка имеет объективный характер. Что же касается субъективной стороны, то часто правонарушитель отдал бы предпочтение, например, административному аресту (его максимум составляет 15 суток), а не административному штрафу, размер которого может составлять несколько сот тысяч рублей. По крайней мере, такие случаи, когда правонарушители высказывали соответствующие пожелания, известны.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Обобщенный анализ основных теорий обоснования государства
В предыдущих главах я рассмотрела основные теории обоснования государства. Правовые теории: патриархальная, патримониальная, договорная; неправовые теории: теологическая, этическая, психологическая, теория силы; современные теории: расовая, инцестная, классовая, диффузионная. В этой главе я проведу ...

Защита прав потребителей при использовании услуг в Интернет
Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления сетевых услуг возникла в наше время и затрагивает широкие слои населения. Субъектами данного правоотношения являются: "поставщик сетевых услуг" - провайдер, государство, лицензирующие органы (Министерство ...

Анализ законодательства Москвы о благоустройстве городской территории
Основными нормативно-правовыми актами Москвы о благоустройстве городской территории являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Закон города Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях». Закон города Москвы от 12.05.2004 №32 «О г ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru