Юриспруденция » Выборы и избирательные системы » Избирательная система Республики Беларусь

Избирательная система Республики Беларусь

Страница 1

В большинстве стран порядок избирательной кампании регламентируется законодательными нормами. В Республике Беларусь правовой основой реализации волеизъявления граждан является Избирательный кодекс в котором изложены принципы проведения в стране выборов всех уровней (президентских, парламентских, в местные органы государственной власти и самоуправления) и референдумов. Законодательные акты о выборах, принимаются Палатой Представителей Национального собрания Республики Беларусь и направляются в Совет Республики, после одобрения их парламентом направляются Президенту страны. Подпись Президентом проекта Закона о выборах означает, что он приобрел силу закона и зачинает действовать со времени опубликования.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь (статьи 64–68) [4]. Эти принципы утвердились в результате длительной борьбы граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных цензов (имущественных, сословных, образовательных, расово–национальных и др.). Существование цензов – признак недемократической избирательной системы.

Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Какие–либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Беларусь в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятия запрещаются.

В то же время определенная часть граждан лишается избирательных прав. По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными: содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно–процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Некоторые граждане лишаются права голоса из–за отсутствия прописки, жилья.

Правом принимать участие в выборах обладают только граждане Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) не имеют права участвовать в выборах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, проживающие за ее пределами, обладают всей полнотой избирательных прав.

Всеобщее избирательное право складывается из активного и пассивного. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Активным избирательным правом обладает каждый гражданин республики, достигший 18 лет. Это соответствует избирательной практике большинства стран мира. Не имеют права избирать и быть избранным лица, лишенные этих прав судом.

Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты или должностные лица избираются гражданами непосредственно. Так, Президент Республики Беларусь избирается прямым голосованием. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избрать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным. Это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборочную должность. В Беларуси, как и в других странах, действуют неодинаковые критерии предоставления активного и пассивного избирательного права. Так, Президентом республики может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ст. 80).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Разрешение индивидуальных трудовых споров путём переговоров с работодателем. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам
Любой трудовой спор может разрешиться путём переговоров работника с работодателем. Свои требования работник может изложить в заявлении и передать его работодателю в установленном порядке. Но лучше встретиться с работодателем лично и изложить ему свои требования в устной форме, но при этом необходим ...

Анализ Закона "Об Энергосбережении" с точки зрения государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, границы приме ...

Режим и учёт рабочего времени
В решение вопросов об использовании рабочего времени приобретает большое значение его режим (ст.100 ТК РФ) и учёт. Итак, режим труда – это порядок распределения нормы времени (его начало, конец), перерывов, числа смен в сутки и чередования рабочих и нерабочих дней. К режиму относятся и структура ра ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru