Юриспруденция » Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан » Система и классификация основных прав и свобод человека и гражданина

Система и классификация основных прав и свобод человека и гражданина

Страница 4

Важнейшее из конституционных политических прав — право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 33) . Каждый гражданин республики располагает правом участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. Данное право делегировано статьей 33 Конституции. Гражданин РК имеет право: избираться в органы местного самоуправления, избирать данные органы, принимать участие в республиканском референдуме, участвовать в государственной службе. При этом Конституция различает участие в управлении посредством, так называемой прямой и представительной демократии. Граждане вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия - это право, принадлежащее только гражданам Республики Казахстан. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется, прежде всего, в избирательном праве граждан - право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права необходим определенный статус личности — наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. — исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме.

Согласно ст. 32 Конституции граждане республики вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. Не разрешается законом проведение пропаганды, целью которой является изменение конституционного строя (п. 3 ст. 20 Конституции). Более детально порядок участия граждан в управлении государством, указанным способом, определен Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан" от 17 марта 1995 г. Этот нормативный акт дополняет положения Конституции новыми способами оказания воздействия на власть. Так, согласно Указу под формами выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, именуемых в законодательстве шествиями и демонстрациями, следует понимать также голодовку в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование. Право на проведение публичных мероприятий предоставлено только гражданам. В Казахстане действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий. Заявление об ох проведении подается не позднее 10 дней до начала мероприятия в местный исполнительный орган уполномоченными трудовых коллективов, общественных объединений или отдельных групп граждан, достигших 18-летнего возраста.

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы - право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетировании. Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.

Установленное ст. 23 Конституции право граждан на свободу объединений направлено на облегчение их участия в массовых действиях и выработке совместных действий. Вместе с тем, чтобы оградить само государство от политических пристрастий и внутренних распрей по политическим и иным мотивам, Конституция установила запрет на реализацию указанного права некоторыми категориями государственных служащих. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Однако по новому Уголовному кодексу деятельность незарегистрированных общественных объединений, организация несанкционированных митингов, манифестаций и собраний считаются правонарушением.

Граждане согласно ч. 4 ст. 33 Конституции имеют равное право на доступ к государственной службе. Для того чтобы сделать это право реальным, Конституция установила определенные цензы для избирателей и кандидатов на выборные должности. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.

Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации - положение данной статьи говорит о Республике Казахстан как государстве демократическом, признающем разнообразие мнений. Являясь своеобразным продолжением права на тайну частной жизни, свобода слова и творчества и вообще свобода информации (ст. 20), имеет особое значение имеет для политической сферы жизни общества. Согласно Конституции цензура в Казахстане запрещается. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты республики, определяется законом. При этом не допускаются пропаганда или агитация за насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, войну, социальное, расовое, национальное, религиозное, сословное и родовое превосходство, а также культ жестокости и насилия. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений, чем другие. Это не случайно - свобода мысли и слова не может быть абсолютной. Законодательство предусматривает меры наказания за публичные призывы к национальной вражде, насильственному захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности его реализации. "Закон о средствах массовой информации" предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении. "Ограничения существуют только для информации конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну" и т.д. Все эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых актах. Гарантии политических прав и свобод включает в себя:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Понятия об источнике административного права России
Традиционно административное право рассматривается как одна из ведущих отраслей национального права, занимающая важнейшее место в структуре национального права. В соответствии с общей теорией права критериями отраслевого деления в праве традиционно считаются предмет и метод правового регулирования. ...

Понятие, признаки норм права
Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются "общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности фо ...

Отстранение то работы
В трудовой практике бывают случаи, когда работодатель обязан отстранить (не допускать к работе) работника. Работник отстраняется от работы если: - он появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; - если работник не прошел обучение или проверку на знания и н ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru