Юриспруденция » Парламентский контроль исполнительной власти в зарубежных странах » Формы контроля за правительством Национального собрания Франции

Формы контроля за правительством Национального собрания Франции

Парламент Франции состоит из двух палат Национального собрания и Сената. Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст. 156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания, и оно не дает каких-либо преимуществ автору интерпелляции, кроме получения слова в порядке приоритета. В Конституции Франции содержит следующее положение: «Национальное собрание ставит вопрос об ответственности Правительства путём голосования по резолюции порицания. Такая резолюция является допустимой, если она подписана, по меньшей мере, десятой частью членов Национального собрания.

Голосование может состояться только спустя 48 ч. с момента вынесения резолюции. Подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята большинством членов, составляющих Собрание. Депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течении одной и той же очередной сессии, и более одной резолюции – в течение одной и той же внеочередной сессии. Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с голосованием по конкретному проекту. В этом случае проект считается принятым, если не будет внесена в последующие двадцать четыре часа и принята согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, резолюция порицания. Премьер-министр имеет право просить Сенат об одобрении общеполитической декларации. Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.»

Таким образом, принятие резолюции порицания обставлено целым рядом конституционных рогаток, основная цель которых, оградить правительство от этой формы контроля. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки; содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента. Вторая - только Национальным собранием.

Следует подчеркнуть, что реализация такой ответственности у Национального собрания серьёзно ограничены. Министры обязаны отвечать на вопросы парламентариев. Ордонанс от 17 ноября 1958г. о деятельности парламентских собраний, предусмотрел возможность создание парламентских контрольных комиссий, имеющих временный характер. Следственные комиссии собирают информацию о различных фактах, однако не в праве дублировать деятельность судов и правоохранительных органов, а контрольные проверяют деятельность административную, финансовую, техническую, а так же деятельность публичных служб, национальных предприятий. С контрольными полномочиями связано право петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит в том, что разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и подписывают ее. Петиция, исходящая от скопления людей в общественном месте, не может быть принята. В 1973 г. во Франции был учрежден пост парламентского посредника, назначаемого на 6 лет в Совете министров; посредник не может запрашиваться непосредственно гражданами. Их заявления сначала должны направляться депутатам и сенаторам, которые передают их посреднику. Его полномочия ограничены. Собственными правами для восстановления нарушенных прав граждан посредник не обладает. В Франции президент могут отстранить от должности по процедуре импичмента. Президент может быть привлечен к ответственности за совершение государственной измены. В этом случае обвинение предъявляется Парламентом, а дело по существу рассматривается Высокой палатой правосудия.

Другое по теме:

Форма завещания
Формальные требования к завещанию предъявляются жесткие. В законе по поводу завещания сказано: «Завещание должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено» (ст. 1153 ГК РФ). Принято считать, что при удосто ...

Особенности правового положения предприятий с иностранными инвестициями
Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти ...

Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Часть 2 ст. 132 Конституции РФ гласит: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». В Законе 2003 г. № 13 ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru