Юриспруденция » Теоретические и правовые аспекты законодательного процесса в Российской Федерации » Принятие и утверждение закона

Принятие и утверждение закона

Страница 2

При отклонении федерального закона Советом Федерации Государственная Дума может: "1) принять вторично закон в прежней редакции (для этого требуется 2/3 голосов ее членов); 2) принять закон со всеми изменениями, предложенными Советом Федерации (затем закон снова должен быть принят Советом Федерации); 3) принять закон при частичном учете замечаний Совета Федерации простым большинством голосов и вновь направить в Совет Федерации; 4) создать согласительную комиссию на паритетных началах из равного числа представителей Государственной Думы и Совета Федерации (в ее состав могут входить также работники аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы) для преодоления разногласий по спорным положениям закона (Регламент Совета Федерации представителей этой палаты в согласительной комиссии называет "депутацией Совета Федерации")". Решение согласительной комиссии принимается при согласии той и другой стороны, происходит раздельное открытое голосование представителей Государственной Думы и Совета Федерации. В протоколе фиксируются: достигнутые соглашения; имеющиеся разногласия; предложения по их преодолению; невозможность преодоления разногласий данным составом комиссии.

При повторном рассмотрении закона Государственная Дума рассматривает только предложения комиссии и может их принять либо отклонить. Принятый Думой закон в редакции согласительной комиссии передается в Совет Федерации. Если Дума не приняла закон в редакции согласительной комиссии и не согласна с предложениями Совета Федерации, она может принять его только 2/3 голосов. Таким образом, Государственная Дума может одна, без Совета Федерации, преодолев его вето, принять обыкновенный (не конституционный) закон. Совет Федерации без участия Думы принять закон не может никогда.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российский Федерации для подписания и обнародования.

В отечественной юридической науке процедуру подписания закона Президентом РФ иногда рассматривают как отдельную стадию законодательного процесса, получившую в конституционном праве и доктрине наименование промульгации.

В течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Мотивы отклонения Президентом Российской Федерации законов могут быть самые разные. Среди возможных мотивов отклонения могут быть: противоречие закона (его отдельных положений) Конституции Российской Федерации, другим ранее принятым законам (без изменения их), общепринятым нормам международного права; нарушение технологии принятия закона; несогласие с теми или иными положениями закона; внутренняя противоречивость закона и т.д. Отклонению закона Президентом Российской Федерации предшествует изучение закона в Государственно-правовом управлении Президента, в других структурах исполнительной власти, консультации экспертов.

Если закон Президентом Российской Федерации отклонен, возможны следующие последствия: 1) президентское вето преодолевается 2/3 голосов в каждой палате. Если хотя бы одна из них не соберет такого числа голосов, закон не считается принятым; 2) палаты принимают предложения Президента, и тогда закон принимается простым большинством голосов и поступает ему на подпись; 3) палаты учитывают некоторые предложения Президента, принимают закон простым большинством голосов, и он передается на подпись Президенту, который решает, согласиться с исправленным текстом или вновь отклонить его; 4) если одна из палат пришла к решению не преодолевать вето, не принимать предложений Президента, а разрабатывать законопроект в новой редакции, законодательный процесс начинается снова.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Исторические закономерности возникновения и эволюция взглядов на государство
В каждом поколении у человека возникает вопрос по отношению к государству: зачем вообще нужно оно и его принудительная власть? Ответ на этот вопрос должен объяснить, почему человек обязан признавать государство. Выяснение того, что государство есть учреждение необходимое и потому его нужно признава ...

Виды судебного представительства
В теории уголовного процесса различают два основных вида представительства: договорное и законное. Договорное представительство - представительство законных интересов участников уголовного процесса на основании договорных отношений. Законное представительство - представительство законных интересов ...

Виды гражданско-правовой ответственности
В юридической науке гражданско-правовая ответственность классифицируется по нескольким признакам: 1) По предмету правонарушения: По предмету правонарушения гражданско-правовую ответственность принято дифференцировать на две основные группы: а) ответственность за причинение имущественного вреда (сов ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru