Законодательный процесс Российской Федерации основывается на определенных принципах. В научной литературе выделяют четыре основных принципа законодательного процесса:
1) Демократизм и гласность законодательного процесса.
Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта законодательным органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением демократизма является референдум.
2) Также некоторые ученые выделяют в качестве принципа законодательного процесса - профессионализм. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.
3) Законность законодательного процесса.
Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего Конституции Российской Федерации. Содержание правовых актов не должно быть антиправовым, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, нормам международного права.
4) Научный характер деятельности осуществляемой при реализации законодательного процесса и её связь с правоприменительной практикой. Требования этого принципа в том, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни.
Исследовав принципы законодательного процесса можно сделать вывод о том, что не все из перечисленных принципов находят применение на практике при принятии законов в Российской Федерации.
Проанализировав выше изложенные точки зрения на определение понятия "законодательный процесс", изучив его принципы, законодательный процесс можно определить как, регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.
Закон об аудиторской деятельности, его роль и содержание
Аудиторская деятельность согласно международному стандарту аудита "Рассмотрение законов и регулирования в ходе аудите финансовой отчетности" должна быть организованна в соответствии с документами, относящимися к двум основным группам: государственные законодательные акты; аудиторские стан ...
Определение места отбытия наказания в виде лишения свободы
Строгость рассматриваемого наказания характеризуется не только видом самого наказания, но и сроком его отбывания, а также видом режима исправительного учреждения, в котором отбывается лишение свободы. Вид исправительного учреждения определяется судом также в зависимости от тяжести совершенного прес ...
Квалификация присвоения и растраты
В статье 160 УК РФ предусмотрена ответственность за две самостоятельные формы хищения чужого имущества – его присвоение и растрату, каждая из которых имеет свои объективные особенности, присущие этим способам изъятия и обращения предметов посягательства в пользу виновного или других лиц. Присвоение ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.