Законодательный процесс Российской Федерации основывается на определенных принципах. В научной литературе выделяют четыре основных принципа законодательного процесса:
1) Демократизм и гласность законодательного процесса.
Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта законодательным органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением демократизма является референдум.
2) Также некоторые ученые выделяют в качестве принципа законодательного процесса - профессионализм. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.
3) Законность законодательного процесса.
Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего Конституции Российской Федерации. Содержание правовых актов не должно быть антиправовым, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, нормам международного права.
4) Научный характер деятельности осуществляемой при реализации законодательного процесса и её связь с правоприменительной практикой. Требования этого принципа в том, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни.
Исследовав принципы законодательного процесса можно сделать вывод о том, что не все из перечисленных принципов находят применение на практике при принятии законов в Российской Федерации.
Проанализировав выше изложенные точки зрения на определение понятия "законодательный процесс", изучив его принципы, законодательный процесс можно определить как, регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.
Дезертирство, совершенное группой лиц по
предварительному сговору или организованной группой
В качестве квалифицирующих обстоятельств преступления предусмотрены совершение дезертирства с оружием, вверенным по службе, а также дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Такое дезертирство наказывается лишением свободы на срок от трех до десят ...
Виды конституционно-правовых
отношений
Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений. Рассмотрим различные основания, по которым классифицируются данные отношения. 1) В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений. Выделяют: ...
Пределы пользования жилым помещением
Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Однако допускается его использование для осуществления профессиональной деятельности или индивидуального предпринимательства проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а т ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.