К основным проблемам, нерешенным в полном объеме в ходе проводимых в Великобритании и США реформ можно отнести следующие:
обеспечение централизованного политического руководства проведением реформ; создание единой команды реформаторов и органов управления реформированием;
проведение серьезной подготовительной работы в предреформенный период и достижение по этому вопросу общественного консенсуса;
достижение совместимости рыночных и демократических механизмов в государственном управлении и обеспечение ответственности и подотчетности государства его гражданам, а также участия граждан в процессе выработки и осуществления политики;
обеспечение открытости госслужбы и ее профессионализма, в том числе профессионализма политических назначенцев.
Выбор модели реформирования госслужбы непосредственно связан с выбором модели государства, в которой зафиксированы базовые принципы отношений между государством, обществом и рынком. Не существует никаких исторических доказательств того, что рынок во всех ситуациях эффективнее государства. Более того, именно существование государства является непременным условием создания и функционирования цивилизованной рыночной экономики. В этой связи необходимо отметить, что для России возможности реформирования, базирующегося только на рыночных основаниях, ограничены, впрочем, как и для других стран.
Государственная служба держится на ряде принципов, разрушая которые, можно разрушить и само государство. Ясное понимание этого особенно актуально в нынешних российских условиях.
Как бы ни была подвижна граница между управлением в частном и государственном секторах, она существует, как существуют принципы беспристрастности, объективности, карьерного продвижения чиновников на основе критерия "заслуг", парламентской ответственности министров и многие другие, заложенные в веберовской модели бюрократии.
Вне поля зрения западных исследователей остался тот факт, что модель М. Вебера эффективно работает только в условиях соблюдения баланса между развитой системой внутреннего контроля и наличием соответствующих материальных стимулов. В результате произошедших в последние десятилетия фундаментальных изменений в экономике и обществе в целом этот баланс был нарушен. Экономическое стимулирование оказалось недостаточным, а количественное и качественное усиление контрольных органов было не в состоянии предотвратить рост бюрократизма во всех его проявлениях.
Другим и, может быть, самым серьезным недостатком, заложенным в модель М. Вебера, являлась значительная дистанцированность госслужбы от общества.
Недостаточное осознание этих моментов выразилось в отрицании веберовской модели в целом и разработке иных моделей. Предложенные западными специалистами подходы к модернизации или замене модели М. Вебера, обозначают скорее направление усилий, чем конкретный механизм реформирования, поскольку в той или иной степени сохраняют указанные выше недостатки веберовской модели.
В то же время, конкретные методики и техники финансово-бюджетного менеджмента и административного контроллинга, апробированные в ходе реформ в Великобритании и США, могут быть использованы при адаптации существующей отечественной модели госслужбы, важнейшей проблемой реформирования которой становится действенный контроль, под которым понимается как внутриорганизационный контроль - контроль за бюрократией со стороны государства, так и контроль со стороны общества и за бюрократией, и, что еще более важно, за деятельностью государства по реформированию госслужбы и пересмотру своих взаимоотношений с обществом.
В этой связи более актуальным представляется не столько создание структуры, отвечающей за реформирование госслужбы (что само по себе является позитивным фактором реформ), сколько создание структуры, наделенной контрольными функциями и, в то же время, представляющей собой максимальное участие граждан в реформировании государства и общества. Речь идет о возрождении в модернизированном виде системы контроля, построенного на сочетании государственных и общественных начал в своей деятельности.
Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере
обслуживания
Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает права потребителя при продаже ему товаров. В частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под ...
Нормативно-правовые основы института обращений
граждан в органы государственной власти
Конституционные положения о формировании в Российской Федерации правового государства получают более предметное и конкретное развитие в реализации прав граждан на участие в управлении государством. Одно из проявлений этого - право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуп ...
Судебное разбирательство и судебное решение
Судебное разбирательство является самостоятельной и центральной стадией гражданского судопроизводства. Она отличается от двух первых тем, что: во-первых, лица, участвующие в деле, путем активных процессуальных действий состязаются с целью обоснования своих требований и возражений, реализует свои пр ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.