К основным проблемам, нерешенным в полном объеме в ходе проводимых в Великобритании и США реформ можно отнести следующие:
обеспечение централизованного политического руководства проведением реформ; создание единой команды реформаторов и органов управления реформированием;
проведение серьезной подготовительной работы в предреформенный период и достижение по этому вопросу общественного консенсуса;
достижение совместимости рыночных и демократических механизмов в государственном управлении и обеспечение ответственности и подотчетности государства его гражданам, а также участия граждан в процессе выработки и осуществления политики;
обеспечение открытости госслужбы и ее профессионализма, в том числе профессионализма политических назначенцев.
Выбор модели реформирования госслужбы непосредственно связан с выбором модели государства, в которой зафиксированы базовые принципы отношений между государством, обществом и рынком. Не существует никаких исторических доказательств того, что рынок во всех ситуациях эффективнее государства. Более того, именно существование государства является непременным условием создания и функционирования цивилизованной рыночной экономики. В этой связи необходимо отметить, что для России возможности реформирования, базирующегося только на рыночных основаниях, ограничены, впрочем, как и для других стран.
Государственная служба держится на ряде принципов, разрушая которые, можно разрушить и само государство. Ясное понимание этого особенно актуально в нынешних российских условиях.
Как бы ни была подвижна граница между управлением в частном и государственном секторах, она существует, как существуют принципы беспристрастности, объективности, карьерного продвижения чиновников на основе критерия "заслуг", парламентской ответственности министров и многие другие, заложенные в веберовской модели бюрократии.
Вне поля зрения западных исследователей остался тот факт, что модель М. Вебера эффективно работает только в условиях соблюдения баланса между развитой системой внутреннего контроля и наличием соответствующих материальных стимулов. В результате произошедших в последние десятилетия фундаментальных изменений в экономике и обществе в целом этот баланс был нарушен. Экономическое стимулирование оказалось недостаточным, а количественное и качественное усиление контрольных органов было не в состоянии предотвратить рост бюрократизма во всех его проявлениях.
Другим и, может быть, самым серьезным недостатком, заложенным в модель М. Вебера, являлась значительная дистанцированность госслужбы от общества.
Недостаточное осознание этих моментов выразилось в отрицании веберовской модели в целом и разработке иных моделей. Предложенные западными специалистами подходы к модернизации или замене модели М. Вебера, обозначают скорее направление усилий, чем конкретный механизм реформирования, поскольку в той или иной степени сохраняют указанные выше недостатки веберовской модели.
В то же время, конкретные методики и техники финансово-бюджетного менеджмента и административного контроллинга, апробированные в ходе реформ в Великобритании и США, могут быть использованы при адаптации существующей отечественной модели госслужбы, важнейшей проблемой реформирования которой становится действенный контроль, под которым понимается как внутриорганизационный контроль - контроль за бюрократией со стороны государства, так и контроль со стороны общества и за бюрократией, и, что еще более важно, за деятельностью государства по реформированию госслужбы и пересмотру своих взаимоотношений с обществом.
В этой связи более актуальным представляется не столько создание структуры, отвечающей за реформирование госслужбы (что само по себе является позитивным фактором реформ), сколько создание структуры, наделенной контрольными функциями и, в то же время, представляющей собой максимальное участие граждан в реформировании государства и общества. Речь идет о возрождении в модернизированном виде системы контроля, построенного на сочетании государственных и общественных начал в своей деятельности.
Признаки и правоспособность юридического лица
Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство ...
Оспоримая сделка
Согласно статье 166 ГК РФ «Оспоримые и ничтожные сделки»: 1. Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания. 2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или ины ...
Внедрение в нотариальную деятельность государственной
системы электронного нотариата «ЕНИС»
Постоянное совершенствование и развитие законодательства в области создания электронного правительства позволило закрепить в нем нормы, предоставляющие гражданам и предпринимателям право при получении государственных услуг и лицензий не внося справки, нотариально заверенные копии документов, которы ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.