Судебное разбирательство является самостоятельной и центральной стадией гражданского судопроизводства. Она отличается от двух первых тем, что: во-первых, лица, участвующие в деле, путем активных процессуальных действий состязаются с целью обоснования своих требований и возражений, реализует свои процессуальные права и обязанности; во-вторых, именно в этой стадии наглядно выявляется взаимосвязь норм семейного и процессуального права, реализуются принципы гражданского процессуального и семейного права; в – третьих, устанавливаются обстоятельства дела; в-четвертых, суд совершает основные процессуальные действия.
Судебное разбирательство есть такое процессуальное правоотношение, в котором лица, участвующие в деле, и суд реализует предоставленные им процессуальные возможности и исполняет процессуальные обязанности с целью урегулирования спора, разрешения иного требования, принятия законного и обоснованного решения.
Гражданские дела, связанные с воспитанием детей рассматриваются в судебном заседании на основе общего процессуального порядка, предусмотренного ГПК РФ, и их разбирательство в суде существенно не отличается от рассмотрения других гражданских дел. Однако, характер правоотношения между родителями и детьми и сложность фактического состава данной категории дел обуславливают разнообразный характер фактов, требующих судебного установления, и средств доказывания. Это вызывает ряд процессуальных особенностей, характерных для судебного разбирательства названных дел.
Предмет доказывания по делу состоит, в первую очередь, из юридических фактов, которыми истец обосновывает исковые требования, и из юридических фактов, которые суд исследует по собственной инициативе, поскольку они имеют существенное значение для дела, не зависимо от того ссылаются на них стороны или нет.
Задача истца состоит в том, чтобы изложить основания иска таким образом, чтобы в него входили факты, предусмотренные и, как правило, перечисленные в правовой норме.
Наиболее распространенными средствами доказывания по делам, связанным с воспитанием детей являются объяснения сторон и письменные доказательства. Отсутствие объяснения сторон в судебном заседании не только затрудняет работу суда по рассмотрению спора по существу, но и нередко отрицательно сказывается на возможности правильно разрешит спор и вынести законное и обоснованное решение.
Отсутствие одной из сторон в стадии судебного разбирательства может привести к негативным последствиям, поскольку суд лишен возможности воспользоваться доказательствами, которыми располагает отсутствующая сторона, а также учесть ее возражения против предъявленного иска, оспорить утверждения другой стороны, и, наконец, в случае присутствия ребенка в процессе должным образом повлиять и отреагировать на его поведение.
Как известно, ранее действовавшее семейное законодательство не предусматривало такой возможности, как выяснение мнения ребенка в ходе судебного разбирательства. Если у суда возникает необходимость опросить ребенка для выяснения его личной привязанности к лицам, ведущим спор о его воспитании, или других обстоятельств, то это должно быть сделано вне судебного заседания с участием педагога. Допрос ребенка в судебном заседании недопустим, так как выяснение в обстановке судебного процесса вопросов его воспитания, отношения к нему родителей, их поведения может травмировать психику ребенка.
При рассмотрении любого дела мнение ребенка оценивается в совокупности с остальными доказательствами по делу. При этом учет мнения ребенка обязателен, если только это не противоречит его интересам.
В настоящее время опрос ребенка и выявление его мнения проводится как органами опеки и попечительства, так и судом на стадии судебного разбирательства. В этих случаях действует возрастной критерий. Ребенка, не достигшего десяти лет, опрашивают представители органа опеки и попечительства и включают результаты собеседования в акт обследования. При этом выяснять мнение ребенка могут и другие лица (педагоги, воспитатели детских учреждений по месту учебы и т.д.). при опросе ребенка могут присутствовать лица, которым он доверяет и к которым, безусловно, привязан. В то же время следует избегать присутствия родителей, между которыми идет спор по поводу воспитания ребенка.
Субъекты права собственности на жилое помещение
Владеть недвижимым имуществом на праве собственности, совершать с недвижимостью сделки могут в установленном законом порядке: а) граждане, б) юридические лица, в) иные субъекты гражданских прав (публично-правовые образования). а) Субъектами гражданских прав в России могут быть не только граждане РФ ...
Государственные служащие как субъекты административного права
Служащий – это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определ ...
Развития законодательства о защите прав потребителей
Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области было наличие большого числа подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей и зачастую содержащих нормы, ущемляющие интересы потребителя. Защита прав потребителей как самостоятел ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.