Юриспруденция » Судебные споры, связанные с воспитанием детей » Судебное разбирательство и судебное решение

Судебное разбирательство и судебное решение

Страница 1

Судебное разбирательство является самостоятельной и центральной стадией гражданского судопроизводства. Она отличается от двух первых тем, что: во-первых, лица, участвующие в деле, путем активных процессуальных действий состязаются с целью обоснования своих требований и возражений, реализует свои процессуальные права и обязанности; во-вторых, именно в этой стадии наглядно выявляется взаимосвязь норм семейного и процессуального права, реализуются принципы гражданского процессуального и семейного права; в – третьих, устанавливаются обстоятельства дела; в-четвертых, суд совершает основные процессуальные действия.

Судебное разбирательство есть такое процессуальное правоотношение, в котором лица, участвующие в деле, и суд реализует предоставленные им процессуальные возможности и исполняет процессуальные обязанности с целью урегулирования спора, разрешения иного требования, принятия законного и обоснованного решения.

Гражданские дела, связанные с воспитанием детей рассматриваются в судебном заседании на основе общего процессуального порядка, предусмотренного ГПК РФ, и их разбирательство в суде существенно не отличается от рассмотрения других гражданских дел. Однако, характер правоотношения между родителями и детьми и сложность фактического состава данной категории дел обуславливают разнообразный характер фактов, требующих судебного установления, и средств доказывания. Это вызывает ряд процессуальных особенностей, характерных для судебного разбирательства названных дел.

Предмет доказывания по делу состоит, в первую очередь, из юридических фактов, которыми истец обосновывает исковые требования, и из юридических фактов, которые суд исследует по собственной инициативе, поскольку они имеют существенное значение для дела, не зависимо от того ссылаются на них стороны или нет.

Задача истца состоит в том, чтобы изложить основания иска таким образом, чтобы в него входили факты, предусмотренные и, как правило, перечисленные в правовой норме.

Наиболее распространенными средствами доказывания по делам, связанным с воспитанием детей являются объяснения сторон и письменные доказательства. Отсутствие объяснения сторон в судебном заседании не только затрудняет работу суда по рассмотрению спора по существу, но и нередко отрицательно сказывается на возможности правильно разрешит спор и вынести законное и обоснованное решение.

Отсутствие одной из сторон в стадии судебного разбирательства может привести к негативным последствиям, поскольку суд лишен возможности воспользоваться доказательствами, которыми располагает отсутствующая сторона, а также учесть ее возражения против предъявленного иска, оспорить утверждения другой стороны, и, наконец, в случае присутствия ребенка в процессе должным образом повлиять и отреагировать на его поведение.

Как известно, ранее действовавшее семейное законодательство не предусматривало такой возможности, как выяснение мнения ребенка в ходе судебного разбирательства. Если у суда возникает необходимость опросить ребенка для выяснения его личной привязанности к лицам, ведущим спор о его воспитании, или других обстоятельств, то это должно быть сделано вне судебного заседания с участием педагога. Допрос ребенка в судебном заседании недопустим, так как выяснение в обстановке судебного процесса вопросов его воспитания, отношения к нему родителей, их поведения может травмировать психику ребенка.

При рассмотрении любого дела мнение ребенка оценивается в совокупности с остальными доказательствами по делу. При этом учет мнения ребенка обязателен, если только это не противоречит его интересам.

В настоящее время опрос ребенка и выявление его мнения проводится как органами опеки и попечительства, так и судом на стадии судебного разбирательства. В этих случаях действует возрастной критерий. Ребенка, не достигшего десяти лет, опрашивают представители органа опеки и попечительства и включают результаты собеседования в акт обследования. При этом выяснять мнение ребенка могут и другие лица (педагоги, воспитатели детских учреждений по месту учебы и т.д.). при опросе ребенка могут присутствовать лица, которым он доверяет и к которым, безусловно, привязан. В то же время следует избегать присутствия родителей, между которыми идет спор по поводу воспитания ребенка.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие и признаки права
Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества. Право представляет ...

Норма валютного права: понятие, виды, реализация
Норма валютного права – это правило поведения участников валютных отношений, установленное в источниках валютного права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Трёхзвенная структура нормы в валютном праве встречается очень редко, в основном норма состоит только из диспозиции либо из ...

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова. Гарантии и ограничения прав и свобод
Раздел II Конституции РМ содержит в себе перечень основных прав, свобод и обязанностей личности в нашем государстве. Законодателем включена в текст Конституции научная классификация прав и свобод на личные, политические и социально-экономические. Именно в соответствии с таким деление рассмотрим дан ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru