Юриспруденция » Судебные споры, связанные с воспитанием детей » Судебное разбирательство и судебное решение

Судебное разбирательство и судебное решение

Страница 1

Судебное разбирательство является самостоятельной и центральной стадией гражданского судопроизводства. Она отличается от двух первых тем, что: во-первых, лица, участвующие в деле, путем активных процессуальных действий состязаются с целью обоснования своих требований и возражений, реализует свои процессуальные права и обязанности; во-вторых, именно в этой стадии наглядно выявляется взаимосвязь норм семейного и процессуального права, реализуются принципы гражданского процессуального и семейного права; в – третьих, устанавливаются обстоятельства дела; в-четвертых, суд совершает основные процессуальные действия.

Судебное разбирательство есть такое процессуальное правоотношение, в котором лица, участвующие в деле, и суд реализует предоставленные им процессуальные возможности и исполняет процессуальные обязанности с целью урегулирования спора, разрешения иного требования, принятия законного и обоснованного решения.

Гражданские дела, связанные с воспитанием детей рассматриваются в судебном заседании на основе общего процессуального порядка, предусмотренного ГПК РФ, и их разбирательство в суде существенно не отличается от рассмотрения других гражданских дел. Однако, характер правоотношения между родителями и детьми и сложность фактического состава данной категории дел обуславливают разнообразный характер фактов, требующих судебного установления, и средств доказывания. Это вызывает ряд процессуальных особенностей, характерных для судебного разбирательства названных дел.

Предмет доказывания по делу состоит, в первую очередь, из юридических фактов, которыми истец обосновывает исковые требования, и из юридических фактов, которые суд исследует по собственной инициативе, поскольку они имеют существенное значение для дела, не зависимо от того ссылаются на них стороны или нет.

Задача истца состоит в том, чтобы изложить основания иска таким образом, чтобы в него входили факты, предусмотренные и, как правило, перечисленные в правовой норме.

Наиболее распространенными средствами доказывания по делам, связанным с воспитанием детей являются объяснения сторон и письменные доказательства. Отсутствие объяснения сторон в судебном заседании не только затрудняет работу суда по рассмотрению спора по существу, но и нередко отрицательно сказывается на возможности правильно разрешит спор и вынести законное и обоснованное решение.

Отсутствие одной из сторон в стадии судебного разбирательства может привести к негативным последствиям, поскольку суд лишен возможности воспользоваться доказательствами, которыми располагает отсутствующая сторона, а также учесть ее возражения против предъявленного иска, оспорить утверждения другой стороны, и, наконец, в случае присутствия ребенка в процессе должным образом повлиять и отреагировать на его поведение.

Как известно, ранее действовавшее семейное законодательство не предусматривало такой возможности, как выяснение мнения ребенка в ходе судебного разбирательства. Если у суда возникает необходимость опросить ребенка для выяснения его личной привязанности к лицам, ведущим спор о его воспитании, или других обстоятельств, то это должно быть сделано вне судебного заседания с участием педагога. Допрос ребенка в судебном заседании недопустим, так как выяснение в обстановке судебного процесса вопросов его воспитания, отношения к нему родителей, их поведения может травмировать психику ребенка.

При рассмотрении любого дела мнение ребенка оценивается в совокупности с остальными доказательствами по делу. При этом учет мнения ребенка обязателен, если только это не противоречит его интересам.

В настоящее время опрос ребенка и выявление его мнения проводится как органами опеки и попечительства, так и судом на стадии судебного разбирательства. В этих случаях действует возрастной критерий. Ребенка, не достигшего десяти лет, опрашивают представители органа опеки и попечительства и включают результаты собеседования в акт обследования. При этом выяснять мнение ребенка могут и другие лица (педагоги, воспитатели детских учреждений по месту учебы и т.д.). при опросе ребенка могут присутствовать лица, которым он доверяет и к которым, безусловно, привязан. В то же время следует избегать присутствия родителей, между которыми идет спор по поводу воспитания ребенка.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие и система функций права
Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки. Выделяют следующие функции права как регулятора: 1) воспроизводство данной социальной системы; 2) утверждение в жизни общества нормативных начал; 3 ...

Становление следственного аппарата органов внутренних дел Российской Федерации
Следственный аппарат органов внутренних дел Российской Федерации в течение последнего десятилетия в своем развитии прошел три основных этапа: первый – с 1989 по 1994 гг., второй – с 1994 по 1997гг. и третий с 1997 по настоящее время. Анализируя эффективность мер, принятых на первом этапе, который х ...

Судебный пристав – исполнитель
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрай ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru