Юриспруденция » Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о защите прав потребителей » Основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей

Основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей

Страница 1

Выше мы касались вопроса основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей. Однако необходимо рассмотреть этот вопрос более подробно.

Прежде чем говорить об основаниях производства по гражданским делам о защите прав потребителей, поговорим о правах потребителей.

Для начала отметим, что действующая редакция Закона «О защите прав потребителей» максимально расширяет перечень ответственных перед потребителем субъектов.

Более того, автор считает необходимым обратить внимание, что беззащитными, как и в старой редакции Закона, остаются субъекты, которые находятся по другую сторону прилавка от потребителя, — продавцы, исполнители и иные субъекты, о которых мы уже говорили выше.

В настоящее время все более актуальным становится вопрос так называемого потребительского экстремизма. Количество случаев потребительского экстремизма возрастает [4, с. 23].

Зачастую его поддерживают или провоцируют общества защиты прав потребителей (с такими случаями в последнее время очень часто обращаются клиенты, работающие в сфере розничной торговли или бытовых услуг, особенно на периферии).

Вместе с тем действующая редакция Закона не предусматривает ни механизмов защиты от потребительского экстремизма, ни ответственности потребителей за такое злоупотребление своими правами. Хотя если учесть, что законодатель в новой редакции Закона дает потребителям еще больше прав и возможностей для их защиты, то вполне логичным было бы ожидать, что в качестве своеобразного противовеса он наделит тех, кто работает с потребителями, определенными правами и возможностями защиты от потребительских экстремистов.

Как минимум, можно было бы дать в Законе определение понятия «потребительский экстремизм» и предусмотреть меры ответственности потребителей за его проявление.

В соответствии со ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на:

просвещение в области защиты прав потребителей;

информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях).

Здесь отметим, что в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара [5, с. 20];

свободный выбор товаров (работ, услуг);

надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);

возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;

государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;

общественную защиту своих прав;

создание общественных объединений потребителей [9].

В соответствии со ст. 20 Закона и ст. 473 ГК потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены товара;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Статья 31 Закона предусматривает, что при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услугу), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Экологические проблемы России
Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую, острота сложившихся негативных тенденций нарастает. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в ...

Правовая природа деятельности арбитражного управляющего
Согласно ст.20 ФЗ, арбитражным управляющим может быть лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Это обязательное условие для осуществления деятельности арбитражного управляющего дает основание предположить, что данный вид деятельности законодатель относит к разряду предпр ...

Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной
Для современного белорусского государства характерны деформации семьи и брака как общественных институтов. Если в советские времена представление о семье как о ячейке общества, вне которой человек является социально ущербным, было преобладающим, то теперь отношение прямо противоположно. На мой взгл ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru