Как уже отмечалось выше, ст. 60 Конституции Республики Беларусь гласит: «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства, граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда».
Однако прежде чем обращаться в суд с иском, связанным с нарушением прав потребителей, необходимо соблюсти установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора.
Отметим, что Законом «О защите прав потребителей» не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования потребительского спора, однако данное требование вытекает из ст. 422 Гражданского кодекса (Далее - ГК). Так, в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК Республики Беларусь требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок [1]. При этом законодательством может быть установлен иной порядок расторжения договора.
Для сравнения, в Российской Федерации в практике применяется правило о праве (а не обязанности) потребителя на внесудебную предварительную возможность урегулирования спора.
В случае несоблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения дела и подачи искового заявления в суд судьей будет отказано в возбуждении дела на основании п. 2 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (Далее — ГПК) в связи с наличием к этому препятствий, а если дело возбуждено судом, заявление будет оставлено без рассмотрения на основании п. 1 ст. 165 ГПК [2].
Для соблюдения этого требования необходимо направить продавцу, поставщику, изготовителю или исполнителю заявление (претензию), в котором потребитель излагает свои законные требования. Иначе в суде, даже в случае возбуждения дела, может сложиться такая ситуация, что ответчик просто пожмет плечами и скажет, что и без обращения в суд добровольно удовлетворил бы все требования. Доказать, что ранее было отказано, если потребитель обращался к нему только устно, практически невозможно. Другой нюанс, который необходимо учитывать, что сроки на удовлетворение требований начинают исчисляться с момента их предъявления.
Требования по качеству товара предъявляются, как правило, в письменной форме. Потребитель может оставить свою претензию в книге замечаний и предложений.
В этом случае гражданином в соответствии с п. 13 Положения о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285, должны быть заполнены следующие реквизиты книги: «дата внесения замечания и (или) предложения», «фамилия, имя, отчество гражданина», «адрес места жительства и (или) работы, контактный телефон», «содержание замечания и (или) предложения» [12].
В целях подтверждения даты направления претензии и получения ее продавцом (изготовителем) обращение необходимо направлять заказным письмом с уведомлением. Следует отметить, что законодательство о защите прав потребителей не содержит обязательных реквизитов подобного обращения.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь от 06.06.1996 года № 407-XIII «Об обращениях граждан» письменное обращение должно содержать: наименование и (или) адрес лица, которому направляется обращение; фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы); изложение сути обращения; личную подпись гражданина.
На основании ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, а также иные необходимые сведения в соответствии с законодательством.
На основании ч.2 п. 1 ст.8 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве, месте жительства, режиме работы, наименовании торгового объекта или объекта обслуживания, в которых осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг) (при наличии такого наименования), а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством.
Хронология событий 1945 – по настоящее время
1945–1955 годы — Секретариат Организации Объединенных Наций и Экономический и Социальный Совет являются главными органами Организации Объединенных Наций, которые занимаются вопросами инвалидности, уделяя основное внимание обеспечению прав людей с физическими недостатками, а также реализации проекто ...
Участники законодательного процесса
Конституцией РФ определен исчерпывающий перечень органов государственной власти и должностных лиц, обладающих правом внесения законопроектов на рассмотрение палат Федерального Собрания. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федер ...
Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на
основании судебного акта о признании отказа в государственной регистрации
незаконным
В случае признания отказа в государственной регистрации прав незаконным, представления какого-либо дополнительного заявления правообладателя и оплаты государственной пошлины не требуется. При осуществлении регистрации прав в соответствии с судебным решением о признании отказа в регистрации прав нез ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.