Полагаем, что в данном случае допустимо руководствоваться нормами Конституции РФ, в ч. 4 ст. 15 которой закреплено, что общепризнанные принципы*(2) и нормы*(3) международного права и международные договоры Российской Федерации*(4) являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации*(5) установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако следует отметить, что указанные нормы Конституции РФ носят предельно лаконичный характер, вызывая тем самым ряд определенных трудностей в их практическом применении. Так, в частности, не установлено, какие именно международные договоры РФ (межгосударственные, межправительственные, межведомственного характера) имеют приоритет. Представляется, что в решении данного вопроса необходимо учитывать такой критерий, как юридическая сила международных договоров РФ и характер их взаимоотношений с национальными законами. Полагаем, что перед внутригосударственными законодательными нормами приоритетом обладают те международные договоры РФ, которые в соответствии с установленным законодательством порядком, ратифицированы и опубликованы. Именно ратификация придает международному договору РФ юридическую силу федерального закона и наделяет его свойствами приоритета по отношению к другим законам. Нератифицированные международные (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) договоры не обладают иерархическим приоритетом в случае возникновения коллизии между положениями закона и положениями вышеупомянутых договоров.
При этом необходимо обратить внимание, что международный договор РФ, устанавливающий иные по сравнению с национальными нормами правила, не отменяет действия последних. Его преимущественная сила может проявляться только на стадии правоприменения. Несоответствие норм внутригосударственного закона и международного договора РФ не ведет к автоматической отмене или неприменимости этого закона. В силу ч. 6 ст. 125 Конституции РФ приоритет международных договоров РФ не может быть исключительным, поскольку международные договоры РФ, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению. Для практической реализации комментируемых норм следует учитывать и тот факт, что устанавливаемые международным договором РФ правила подлежат применению в случаях, если:
- Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила свое согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
- международный договор вступил в силу для Российской Федерации.
Именно такое положение закреплено в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". При этом судебными органами РФ при осуществлении правосудия принимаются во внимание не только соответствующие международные договоры РФ, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, ставшие частью правовой системы Российской Федерации в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Форма государственного правления
Форма государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степен ...
Третейские суды в России с ХVI по XIX в
История третейских судов в России, как, впрочем, и в иных западноевропейских странах, исчисляется столетиями. Суждения подавляющего большинства весьма авторитетных юристов сводятся к тому, что общественное правосудие (третейское судопроизводство, суд посредников, договорное разрешение споров) предш ...
Меры административного пресечения их особенности и
виды
Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возмо ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.