Юриспруденция » Условия существования социального государства

Условия существования социального государства

Страница 5

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой – политики и экономики («политика – дело грязное»);

Несмотря на перечисленные проблеммы, развитие социальной государственности – единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Каковы же долгосрочные последствия социального государства? Стимулы влияют на поведение людей. Если в стране платят за бедность, болезни и старость, то население через некоторое время становится бедным, больным и старым. Такая формулировка может показаться чересчур прямолинейной. Посмотрим на долгосрочные последствия введения государственной системы социальных гарантий.

Возьмем в порядке мысленного эксперимента простейший случай социальной помощи – пособие бедным. Предположим, что изначально в данной стране не платят пособий, и все живут на доходы от участия в производстве, за счет родственников или частной благотворительности. Однако всегда существует группа людей, которые в случае получения небольшой государственной субсидии откажутся от участия в экономической деятельности (так называеме «предельные», или «маргинальные» получатели пособия). Учреждение выплат по бедности стимулирует этих людей к тому, чтобы стать постоянными бедными «на окладе».

Аналогичный эффект имеет место в случае частной благотворительности, а также при объединении рисков в системе частного страхования. Иное дело – государственная благотворительность или страхование. Государство всегда имеет возможность переложить бремя своих расходов на налогоплательщиков. Включается «денежный насос», рабочий цикл которого выглядит примерно так:

Политическая поддержка получателей пособий ==> увеличение государственных обязательств ==> увеличение налоговой нагрузки ==> увеличение пособий ==> политическая поддержка получателей пособий и так далее.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для создания в России социального государства необходимо использовать опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данной случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Инновации в правовом образовании. Активные и интерактивные технологии обучения праву
В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Обратим внимание на позиции специалистов по этим проблемам. Например, отдельные правоведы полагают, что весьма результативны в инновационном правовом обучении так называемые технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие ...

Борстальская тюремная система
В начале XX в. в Англии была создана тюремная система для заключенных в возрасте от 16 до 21 года, получившая название борстальской системы. Эта тюремная система воспроизвела основные признаки американских реформаториев. Вновь прибывшие заключенные определялись в начальный разряд, в котором они дол ...

Обнародование принятого закона
Заключительной стадией законодательного процесса является обнародование принятого закона. Различается неофициальное и официальное обнародование закона. При неофициальном обнародовании сообщение об издании закона или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, на ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru