Юриспруденция » Механизм правового регулирования и его элементы » Механизм правового регулирования: понятие, предмет

Механизм правового регулирования: понятие, предмет

Страница 5

правовое регулирование правосознание механизм

Предмет механизма правового регулирования. Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Предмет правового регулирования - это факты и явления общественной жизни, подверженные воздействию права и могущие меняться под его влиянием.

Если говорить в общем, то предмет правового регулирования - это поведение, деятельность человека. Проходя через сознание человека, правовые нормы выражаются в его воле, сказываются на решении действовать определенным образом. Если человек избирает в своей деятельности путь следования правовым нормам, тем самым он способствует реализации права в данных правоотношениях. Если же избранный образ действий неправомерен, включается функция государства - воспрепятствовать данному поведению, заставить индивидуум подчиняться норме права, принять какие-либо меры либо санкции к виновному.

Тем не менее, нельзя утверждать, что все без исключения поступки, все поведение человека есть предмет для правового регулирования. Большая часть действий человека не попадает в зону действия права, не может быть отрегулирована им. Это: психическая и умственная деятельность, личная жизнь (в пределах, не подпадающих под семейное право), трудовая деятельность, до пределов регулирования Трудового кодекса, и т.д. Например, может ли право прямо регулировать любовные отношения, миграционные, демографические процессы, предотвращать стихийные бедствия, войны, влиять на климат? Конечно же нет, иначе человечество давно разрешило бы все свои проблемы с помощью права, юридических законов. В этих случаях индивидуум действует и достигает своих интересов как бы независимо от государства и общества, отдельно от них. Отсюда делаем вывод: предметом правового регулирования может выступать такое поведение человека, которое затрагивает интересы и деятельность других членов общества, в результате чего в обществе возникают разнообразные правоотношения. Право может регулировать лишь конкретные общественные отношения, которые зависят от воли и сознания их участников. Поэтому предметом правового регулирования выступают не явления природы и не любые отношения, а только внешне контролируемые конкретные отношения, складывающиеся между людьми и их объединениями в процессе организации общественной жизни.

По сути, правом регулируется даже не деятельность, не поведение членов общества, а социальные связи между ними, порожденные этим поведением, так как общественное отношение это и есть социальная связь между отдельными членами общества, порожденная их взаимодействием в ходе экономической, политической, культурной и иной деятельности в социуме.

В современном обществе правом регулируется достаточно широкая и многообразная совокупность общественных отношений. Она делится на три большие области: политическую, экономическую и социальную.

Политические отношения - взаимодействие граждан, общества и государства в вопросах власти, управления жизнью государства и общества в нем. Наиболее важное значение здесь имеют следующие виды отношений:

Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;

Отношения государства и его органов на международной арене;

Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;

Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;

Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.

Согласно классическому определению экономической теории, экономические отношения - это общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. Эти отношения основываются на праве собственности, которым обладают граждане, организации, государственные органы и государство в целом. Потребление товаров и услуг - специфический процесс, в котором удовлетворяются насущные потребности граждан в питании, одежде, жилье, других материальных и духовных благах, также сюда необходимо отнести и процесс перераспределения благ в обществе, который призван обеспечивать социальную заботу о пенсионерах, малоимущих, других лицах, не способных к труду, а также снабжать ресурсами армию, государственный аппарат.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Внешние функции современного государства
Внешние функции государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности вовне государства, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним. Можно выделить следующие внешние функции современного государства: функция обороны, функция инте ...

Вестминстерская модель
Несмотря на разнообразие конкретных форм, отражающих особенности различных стран, можно выделить две основные модели реформирования государственного управления: "вестминстерскую" и "американскую". Вестминстерская модель была первоначально выработана Новой Зеландией и Великобрита ...

Ошибки судебной практики
Проблема выявления, предупреждения и устранения судебных ошибок была всегда актуальна, так как любая из них способна снизить эффективность уголовного закона. Большинство допущенных судебных ошибок является следствием несоблюдения правил и законов логики, незнания нормативно-правового массива. В суд ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru