Целью правового регулирования является, в первую очередь, создание в государстве благоприятных и безопасных условий для жизни общества, развития экономики, культуры. Основной юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правового порядка, а также создание и обеспечение эффективной работы институтов, органов и учреждений, уполномоченных и способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов как физических, так и юридических лиц, которые установлены действующими нормами права, устранить разнообразные и многочисленные препятствия, которые мешают либо могут в дальнейшем помешать соблюдению их правомерных интересов. Препятствия можно классифицировать по различным основаниям:
1) в зависимости от волевого характера - поддающиеся управлению и не поддающиеся управлению. Примерами препятствий, поддающихся управлению, являются недостатки правоприменения, а также коллизионность правовых норм. Такие недостатки могут быть вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке. Примерами препятствий, не поддающихся корректировке, являются стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы;
2) в зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса - препятствия подразделяются на присутствующие, т.е. то, что мешает; отсутствующие, т.е. то, чего не хватает. К первым относятся прежде всего правонарушения, ко вторым - пробелы в праве, отсутствие решающего юридического факта.
Согласно Конституции Российской Федерации общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей предполагается обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.
Любой нормативно-правовой акт утверждается с целью решения каких-либо определенных задач в политической, экономической, социальной либо иной сфере. При этом в тексте актов принято называть цели их принятия. Так, например, Федеральный закон № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" был принят в целях определения правовых и экономических основ ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях. Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - все функции нормативного акта указаны в названии.
На стадии правотворчества многое зависит от общественного, а также индивидуального правосознания. Можно сказать, что на этой стадии во взаимоотношениях "право - правосознание" ведущую роль играет как раз последнее. Правосознание - это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правозначимые явления и обусловленная правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. Правосознание призвано выполнять три основные задачи:
1. Давать критическую оценку действующей системе норм права;
2. Выявлять и искать пути корректировки малоэффективных, несовершенных, устаревших и иных дефектных норм права;
3. Разрабатывать пути и способы совершенствования действующих норм права и проектировать новые, более совершенные правовые нормы.
Как индивидуальное, так и общественное правосознание постоянно развиваются, совершенствуются, подразумевается также, что они обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования действующей нормативно-правовой системы. К тому же трудно добиться полного соответствия норм интересам и потребностям граждан, на которые направлена их регулирующая функция. Поэтому одной из важнейших и постоянно действующих функций правосознания является его критический подход к действующему праву.
Критический подход правосознания не подразумевает, что оценка гражданами действующей системы может быть только негативной. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане стремятся улучшить, доработать, сделать более совершенными действующие нормы, ведут поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и отдельно взятых законодательных актов. В средствах массовой информации, особенно в прессе, в письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится много предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих правовых норм.
Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица,
совершившего преступление
Объектом преступления является жизнь задерживаемого лица. Потерпевшим может быть лишь подвергаемое задержанию лицо, совершившее преступление. Объективная сторона преступления заключается в активных действиях, явно не соответствующих характеру и степени общественной опасности совершенного задерживае ...
Содержание договора лизинга
При рассмотрении составных частей договора лизинга мы должны определить стороны данного договора, его предмет и содержание. Сторонами договора лизинга выступают, как это видно из определения, лизингодатель и лизингополучатель, а также продавец. Долгое время в гражданском законодательстве РФ не были ...
Критерии определения понятия "аффилированное лицо"
Понятие "аффилированное лицо" раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 56 Закона. При этом в ч. 1 приведено общее определение указанного понятия, и если лицо подпадает под данное в Законе определение, по идее оно должно признаваться аффилированным лицом хозяйственного общества. А ч. 2 ст. 56 Закона со ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.