Юриспруденция » Механизм правового регулирования и его элементы » Механизм правового регулирования: понятие, предмет

Механизм правового регулирования: понятие, предмет

Страница 2

Целью правового регулирования является, в первую очередь, создание в государстве благоприятных и безопасных условий для жизни общества, развития экономики, культуры. Основной юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правового порядка, а также создание и обеспечение эффективной работы институтов, органов и учреждений, уполномоченных и способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов как физических, так и юридических лиц, которые установлены действующими нормами права, устранить разнообразные и многочисленные препятствия, которые мешают либо могут в дальнейшем помешать соблюдению их правомерных интересов. Препятствия можно классифицировать по различным основаниям:

1) в зависимости от волевого характера - поддающиеся управлению и не поддающиеся управлению. Примерами препятствий, поддающихся управлению, являются недостатки правоприменения, а также коллизионность правовых норм. Такие недостатки могут быть вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке. Примерами препятствий, не поддающихся корректировке, являются стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы;

2) в зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса - препятствия подразделяются на присутствующие, т.е. то, что мешает; отсутствующие, т.е. то, чего не хватает. К первым относятся прежде всего правонарушения, ко вторым - пробелы в праве, отсутствие решающего юридического факта.

Согласно Конституции Российской Федерации общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей предполагается обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.

Любой нормативно-правовой акт утверждается с целью решения каких-либо определенных задач в политической, экономической, социальной либо иной сфере. При этом в тексте актов принято называть цели их принятия. Так, например, Федеральный закон № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" был принят в целях определения правовых и экономических основ ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях. Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - все функции нормативного акта указаны в названии.

На стадии правотворчества многое зависит от общественного, а также индивидуального правосознания. Можно сказать, что на этой стадии во взаимоотношениях "право - правосознание" ведущую роль играет как раз последнее. Правосознание - это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правозначимые явления и обусловленная правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. Правосознание призвано выполнять три основные задачи:

1. Давать критическую оценку действующей системе норм права;

2. Выявлять и искать пути корректировки малоэффективных, несовершенных, устаревших и иных дефектных норм права;

3. Разрабатывать пути и способы совершенствования действующих норм права и проектировать новые, более совершенные правовые нормы.

Как индивидуальное, так и общественное правосознание постоянно развиваются, совершенствуются, подразумевается также, что они обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования действующей нормативно-правовой системы. К тому же трудно добиться полного соответствия норм интересам и потребностям граждан, на которые направлена их регулирующая функция. Поэтому одной из важнейших и постоянно действующих функций правосознания является его критический подход к действующему праву.

Критический подход правосознания не подразумевает, что оценка гражданами действующей системы может быть только негативной. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане стремятся улучшить, доработать, сделать более совершенными действующие нормы, ведут поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и отдельно взятых законодательных актов. В средствах массовой информации, особенно в прессе, в письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится много предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих правовых норм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Английская прогрессивная система исполнения лишения свободы
В рафинированном виде прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы была создана капитаном Мэконочи в каторжной тюрьме на о. Норфолк вблизи Австралии в 1840 г. Она получила название английской (звездной или марочной) прогрессивной системы исполнения лишения свободы. Суть ее закл ...

Основные причины возникновения государства
необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укруп ...

Обязательства по оплате, подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке
До момента приема груза к перевозке, в соответствии со ст. 30 УЖДТ РФ, грузоотправителем вносится плата за перевозку груза и иные причитающиеся платежи перевозчику, если иной срок оплаты не установлен УЖДТ РФ, либо соглашением сторон. Согласно п.2 ст.790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru