Целью правового регулирования является, в первую очередь, создание в государстве благоприятных и безопасных условий для жизни общества, развития экономики, культуры. Основной юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правового порядка, а также создание и обеспечение эффективной работы институтов, органов и учреждений, уполномоченных и способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов как физических, так и юридических лиц, которые установлены действующими нормами права, устранить разнообразные и многочисленные препятствия, которые мешают либо могут в дальнейшем помешать соблюдению их правомерных интересов. Препятствия можно классифицировать по различным основаниям:
1) в зависимости от волевого характера - поддающиеся управлению и не поддающиеся управлению. Примерами препятствий, поддающихся управлению, являются недостатки правоприменения, а также коллизионность правовых норм. Такие недостатки могут быть вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке. Примерами препятствий, не поддающихся корректировке, являются стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы;
2) в зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса - препятствия подразделяются на присутствующие, т.е. то, что мешает; отсутствующие, т.е. то, чего не хватает. К первым относятся прежде всего правонарушения, ко вторым - пробелы в праве, отсутствие решающего юридического факта.
Согласно Конституции Российской Федерации общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей предполагается обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.
Любой нормативно-правовой акт утверждается с целью решения каких-либо определенных задач в политической, экономической, социальной либо иной сфере. При этом в тексте актов принято называть цели их принятия. Так, например, Федеральный закон № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" был принят в целях определения правовых и экономических основ ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях. Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - все функции нормативного акта указаны в названии.
На стадии правотворчества многое зависит от общественного, а также индивидуального правосознания. Можно сказать, что на этой стадии во взаимоотношениях "право - правосознание" ведущую роль играет как раз последнее. Правосознание - это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правозначимые явления и обусловленная правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. Правосознание призвано выполнять три основные задачи:
1. Давать критическую оценку действующей системе норм права;
2. Выявлять и искать пути корректировки малоэффективных, несовершенных, устаревших и иных дефектных норм права;
3. Разрабатывать пути и способы совершенствования действующих норм права и проектировать новые, более совершенные правовые нормы.
Как индивидуальное, так и общественное правосознание постоянно развиваются, совершенствуются, подразумевается также, что они обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования действующей нормативно-правовой системы. К тому же трудно добиться полного соответствия норм интересам и потребностям граждан, на которые направлена их регулирующая функция. Поэтому одной из важнейших и постоянно действующих функций правосознания является его критический подход к действующему праву.
Критический подход правосознания не подразумевает, что оценка гражданами действующей системы может быть только негативной. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане стремятся улучшить, доработать, сделать более совершенными действующие нормы, ведут поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и отдельно взятых законодательных актов. В средствах массовой информации, особенно в прессе, в письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится много предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих правовых норм.
Правительство РФ – высший орган исполнительной
власти
Правительство РФ является конституционным органом, который возглавляет ветвь исполнительной власти Российской Федерации как органической составной части единой государственной власти. Содержание ст. 11 и 110 и ряда других статей Конституции РФ позволяет сделать однозначный вывод, что Правительство ...
Юридическая техника и юридическая технология: соотношение понятий
В данном вопросе требуется рассмотреть соотношение понятий юридическая техника и юридическая технология. Отвечая на первый вопрос задания, касающийся соотношения категорий "правовая культура" и "юридическая техника", мы выяснили, что юридическая техника – это совокупность правил ...
Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Признанные недействительными записи в ЕГРП самостоятельно органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, не погашаются. Если сторонами в суде вопрос о применении последствий недействительной сделки не ставится и в решении суда о признании договора недействительным не указано, подлежит ли ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.