Юриспруденция » Механизм правового регулирования и его элементы » Механизм правового регулирования: понятие, предмет

Механизм правового регулирования: понятие, предмет

Страница 2

Целью правового регулирования является, в первую очередь, создание в государстве благоприятных и безопасных условий для жизни общества, развития экономики, культуры. Основной юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правового порядка, а также создание и обеспечение эффективной работы институтов, органов и учреждений, уполномоченных и способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов как физических, так и юридических лиц, которые установлены действующими нормами права, устранить разнообразные и многочисленные препятствия, которые мешают либо могут в дальнейшем помешать соблюдению их правомерных интересов. Препятствия можно классифицировать по различным основаниям:

1) в зависимости от волевого характера - поддающиеся управлению и не поддающиеся управлению. Примерами препятствий, поддающихся управлению, являются недостатки правоприменения, а также коллизионность правовых норм. Такие недостатки могут быть вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке. Примерами препятствий, не поддающихся корректировке, являются стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы;

2) в зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса - препятствия подразделяются на присутствующие, т.е. то, что мешает; отсутствующие, т.е. то, чего не хватает. К первым относятся прежде всего правонарушения, ко вторым - пробелы в праве, отсутствие решающего юридического факта.

Согласно Конституции Российской Федерации общие юридические и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей предполагается обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.

Любой нормативно-правовой акт утверждается с целью решения каких-либо определенных задач в политической, экономической, социальной либо иной сфере. При этом в тексте актов принято называть цели их принятия. Так, например, Федеральный закон № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" был принят в целях определения правовых и экономических основ ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях. Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - все функции нормативного акта указаны в названии.

На стадии правотворчества многое зависит от общественного, а также индивидуального правосознания. Можно сказать, что на этой стадии во взаимоотношениях "право - правосознание" ведущую роль играет как раз последнее. Правосознание - это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правозначимые явления и обусловленная правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. Правосознание призвано выполнять три основные задачи:

1. Давать критическую оценку действующей системе норм права;

2. Выявлять и искать пути корректировки малоэффективных, несовершенных, устаревших и иных дефектных норм права;

3. Разрабатывать пути и способы совершенствования действующих норм права и проектировать новые, более совершенные правовые нормы.

Как индивидуальное, так и общественное правосознание постоянно развиваются, совершенствуются, подразумевается также, что они обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования действующей нормативно-правовой системы. К тому же трудно добиться полного соответствия норм интересам и потребностям граждан, на которые направлена их регулирующая функция. Поэтому одной из важнейших и постоянно действующих функций правосознания является его критический подход к действующему праву.

Критический подход правосознания не подразумевает, что оценка гражданами действующей системы может быть только негативной. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане стремятся улучшить, доработать, сделать более совершенными действующие нормы, ведут поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и отдельно взятых законодательных актов. В средствах массовой информации, особенно в прессе, в письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится много предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих правовых норм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Классовая теория
Представителями классовой теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Наиболее полно эта теория изложена Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно классовой теории государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, ...

Проблема диверсии в уголовном законодательстве Российской Федерации
Изучение проблем расследования преступлений в сфере государственной безопасности выступает одной из острейших задач современной уголовно-правовой и криминологической науки. Последние трагически события, связанные со взрывами самолетов, у метро «Рижская» в Москве и захватом заложников в г. Беслане с ...

Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты
Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты выражается в трех правомочиях: - праве владения; - праве пользования; - праве распоряжения. Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru