К сожалению, на современном этапе имеет место некоторое смещение акцентов в практике прокурорского надзора, и на передний план нередко выдвигается задача усиления мер по борьбе с преступностью любыми средствами.
Организация и осуществление надзора за соблюдением законов в изучаемой сфере прокурорской деятельности должны быть всецело подчинены решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, а также охране прав и свобод в отношении участвующих в деле лиц. Здесь опять-таки прослеживается неразрывная связь предмета с целями и задачами надзора.
Законодатель прямо указывает на случаи, когда правоохранительные органы будут нести ответственность за нарушения закона, а именно, если они не исполняют законные требования прокурора, которые вытекают из его полномочий по осуществлению надзора в этой сфере. Наша позиция относительно данного положения сводится к тому, что указание именно на «законные требования» в какой-то степени говорит и об ответственности самого прокурора, если он не будет действовать в соответствии с буквой закона.
Таким образом, предметом прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является соблюдение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, установленного законом порядка принятия, регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе и по тем вопросам, которые не относятся к их ведению. Этот вид надзора занимает главное место в системе прокурорского надзора. От того, как оперативно и законно будут разрешены все заявления и сообщения о преступлениях, в значительной степени зависит успешное раскрытие и расследование преступлений.
Пределы надзора связываются с моментом принятия первого процессуального решения или же с областью процессуальных решений, складывающихся по поводу принятия сведений о преступлениях. Это категория, позволяющая определить границы реализации полномочий прокурора.
Пределы надзора определяются по трем критериям:
По кругу органов, организаций, должностных лиц, за которыми надзирает прокурор в изучаемой сфере деятельности;
По кругу нормативных актов, за точным исполнением которых надзирает прокурор;
По характеру властных полномочий прокурора.
Пределы ограничены, с одной стороны, фактом приема и регистрации заявления или сообщения о преступлении (либо отказа в этом) органом или лицом, полномочным по его проверке и разрешении, с другой стороны – фактом принятия решения в порядке, установленном УПК РФ. Непосредственно разрешение заявления или сообщения о преступлении включает в себя деятельность, осуществляемую после ее приема, в том числе изучение и оценку информации, проверку и разрешение по существу. Это исключает ограничение пределов проверки задачей выявления признаков наличия или отсутствия преступления.
При обеспечении надзора пределы надзора определяются: по второму элементу предмета надзора, который был обозначен нами ранее — обеспечению соблюдения установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях — сферой правоотношений, возникающих из обязанностей принимать и разрешать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении, т. е. реальным наличием поводов и оснований к принятию решения о возбуждении уголовного дела.
Определившись с такими категориями, как сущность, цели, задачи надзора, его предмет и пределы, можно дать более полную и развернутую характеристику полномочиям прокурора и организации его работы.
Предмет диверсии по уголовному кодексу РФ
Диверсия направлена на экономическое и оборонное ослабление РФ. Предметом диверсии являются перечисленные в ст. 281 УК материальные объекты, относящиеся к любой форме собственности. Прежде всего, ими становятся объекты энергетики, оборонной промышленности, транспорта (железнодорожного, воздушного, ...
Основные виды закона
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов. Классификация законов основывается на ра ...
Соотношение права на фирменное наименование и права
на коммерческое обозначение
Частью четвертой Гражданского кодекса РФ впервые выделены отдельно два сходных правовых института: право на фирменное наименование и право на коммерческое обозначение. Эти права являлись близкими, смежными и ранее. До принятия части четвертой Гражданского кодекса РФ какого-либо различия в них как н ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.