Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 2

К сожалению, на современном этапе имеет место некоторое смещение акцентов в практике прокурорского надзора, и на передний план нередко выдвигается задача усиления мер по борьбе с преступностью любыми средствами.

Организация и осуществление надзора за соблюдением законов в изучаемой сфере прокурорской деятельности должны быть всецело подчинены решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, а также охране прав и свобод в отношении участвующих в деле лиц. Здесь опять-таки прослеживается неразрывная связь предмета с целями и задачами надзора.

Законодатель прямо указывает на случаи, когда правоохранительные органы будут нести ответственность за нарушения закона, а именно, если они не исполняют законные требования прокурора, которые вытекают из его полномочий по осуществлению надзора в этой сфере. Наша позиция относительно данного положения сводится к тому, что указание именно на «законные требования» в какой-то степени говорит и об ответственности самого прокурора, если он не будет действовать в соответствии с буквой закона.

Таким образом, предметом прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является соблюдение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, установленного законом порядка принятия, регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе и по тем вопросам, которые не относятся к их ведению. Этот вид надзора занимает главное место в системе прокурорского надзора. От того, как оперативно и законно будут разрешены все заявления и сообщения о преступлениях, в значительной степени зависит успешное раскрытие и расследование преступлений.

Пределы надзора связываются с моментом принятия первого процессуального решения или же с областью процессуальных решений, складывающихся по поводу принятия сведений о преступлениях. Это категория, позволяющая определить границы реализации полномочий прокурора.

Пределы надзора определяются по трем критериям:

По кругу органов, организаций, должностных лиц, за которыми надзирает прокурор в изучаемой сфере деятельности;

По кругу нормативных актов, за точным исполнением которых надзирает прокурор;

По характеру властных полномочий прокурора.

Пределы ограничены, с одной стороны, фактом приема и регистрации заявления или сообщения о преступлении (либо отказа в этом) органом или лицом, полномочным по его проверке и разрешении, с другой стороны – фактом принятия решения в порядке, установленном УПК РФ. Непосредственно разрешение заявления или сообщения о преступлении включает в себя деятельность, осуществляемую после ее приема, в том числе изучение и оценку информации, проверку и разрешение по существу. Это исключает ограничение пределов проверки задачей выявления признаков наличия или отсутствия преступления.

При обеспечении надзора пределы надзора определяются: по второму элементу предмета надзора, который был обозначен нами ранее — обеспечению соблюдения установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях — сферой правоотношений, возникающих из обязанностей принимать и разрешать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении, т. е. реальным наличием поводов и оснований к принятию решения о возбуждении уголовного дела.

Определившись с такими категориями, как сущность, цели, задачи надзора, его предмет и пределы, можно дать более полную и развернутую характеристику полномочиям прокурора и организации его работы.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Государственная антимонопольная политика
Одним из основных направлений осуществления государственной антимонопольной политики является проведение государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который включает предварительный антимонопольный контроль (порядок получения предварите ...

Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
До введения в действие ЖК РФ отношения, связанные с изъятием у собственника жилого помещения, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных или муниципальных нужд, не были подробно регламентированы. ЖК РФ предусмотрел юридические гарантии жилищных прав собственника жилого помещен ...

Нормы, запрещающие злоупотребление гражданскими правами, согласно законодательству РК
Как известно, простое декларирование права или принципа еще не гарантирует возможности его реального осуществления. Правовое демократическое государство тем и отличается от тоталитарного, что оно не только провозглашает права и свободы человека, но и обеспечивает экономические, политические и право ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru