Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 2

К сожалению, на современном этапе имеет место некоторое смещение акцентов в практике прокурорского надзора, и на передний план нередко выдвигается задача усиления мер по борьбе с преступностью любыми средствами.

Организация и осуществление надзора за соблюдением законов в изучаемой сфере прокурорской деятельности должны быть всецело подчинены решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, а также охране прав и свобод в отношении участвующих в деле лиц. Здесь опять-таки прослеживается неразрывная связь предмета с целями и задачами надзора.

Законодатель прямо указывает на случаи, когда правоохранительные органы будут нести ответственность за нарушения закона, а именно, если они не исполняют законные требования прокурора, которые вытекают из его полномочий по осуществлению надзора в этой сфере. Наша позиция относительно данного положения сводится к тому, что указание именно на «законные требования» в какой-то степени говорит и об ответственности самого прокурора, если он не будет действовать в соответствии с буквой закона.

Таким образом, предметом прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является соблюдение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, установленного законом порядка принятия, регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе и по тем вопросам, которые не относятся к их ведению. Этот вид надзора занимает главное место в системе прокурорского надзора. От того, как оперативно и законно будут разрешены все заявления и сообщения о преступлениях, в значительной степени зависит успешное раскрытие и расследование преступлений.

Пределы надзора связываются с моментом принятия первого процессуального решения или же с областью процессуальных решений, складывающихся по поводу принятия сведений о преступлениях. Это категория, позволяющая определить границы реализации полномочий прокурора.

Пределы надзора определяются по трем критериям:

По кругу органов, организаций, должностных лиц, за которыми надзирает прокурор в изучаемой сфере деятельности;

По кругу нормативных актов, за точным исполнением которых надзирает прокурор;

По характеру властных полномочий прокурора.

Пределы ограничены, с одной стороны, фактом приема и регистрации заявления или сообщения о преступлении (либо отказа в этом) органом или лицом, полномочным по его проверке и разрешении, с другой стороны – фактом принятия решения в порядке, установленном УПК РФ. Непосредственно разрешение заявления или сообщения о преступлении включает в себя деятельность, осуществляемую после ее приема, в том числе изучение и оценку информации, проверку и разрешение по существу. Это исключает ограничение пределов проверки задачей выявления признаков наличия или отсутствия преступления.

При обеспечении надзора пределы надзора определяются: по второму элементу предмета надзора, который был обозначен нами ранее — обеспечению соблюдения установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях — сферой правоотношений, возникающих из обязанностей принимать и разрешать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении, т. е. реальным наличием поводов и оснований к принятию решения о возбуждении уголовного дела.

Определившись с такими категориями, как сущность, цели, задачи надзора, его предмет и пределы, можно дать более полную и развернутую характеристику полномочиям прокурора и организации его работы.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Г. Еллинек: основные теории обоснования государства
В работе Г. Еллинека «Общее учение о государстве» говорится, что государство занимает, прежде всего, определенное место в совокупности мировых явлений. Оно есть совокупность событий, происходящих в пространстве и во времени. Такое исключительно внешнее (объективное) толкование государства дает лишь ...

Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации
Как показывает практика демократических государств, местный уровень власти – это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям – тепло в домах, освещенность улиц ...

Право государств на вмешательство в открытом море в случаях аварий судов, угрожающих загрязнением морской среды
Как неоднократно отмечалось, причиной заключения международных соглашений, регулирующих те или иные аспекты торгового мореплавания, часто служили происшествия с конкретными судами. Так, причиной разработки Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящ ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru