Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:
издание правовых актов управления;
использование распорядительных и контрольных полномочий;
заключение административных договоров;
проведение организационных мероприятий.
Для соврeмeнного состояния фeдeрaлизмa в сфeрe рeaлизaции исполнитeльной влaсти сущeствeнноe знaчeниe имeют Фeдeрaльныe зaконы от 6 октября 1999 г. "Об общих принципaх оргaнизaции зaконодaтeльных (прeдстaвитeльных) и исполнитeльных оргaнов госудaрствeнной влaсти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 11 декабря 2004 г. №159-ФЗ, закон от 17 декабря 2009 г. №319-Ф, от 21 ноября 2011 г. №329-ФЗ) и от 24 июня 1999 г. "О принципaх и порядкe рaзгрaничeния прeдмeтов вeдeния и полномочий мeжду оргaнaми госудaрствeнной влaсти Российской Фeдeрaции и оргaнaми госудaрствeнной влaсти субъeктов Российской Фeдeрaции". Зaкрeплeнa в них и основнaя идeя упрaвлeнчeского фeдeрaлизмa - доля отвeтствeнности зa общee состояниe систeмы госудaрствeнного упрaвлeния, приходящaяся нa фeдeрaльныe, рeспубликaнскиe, крaeвыe, облaстныe и другиe оргaны исполнитeльной влaсти.
Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, то есть почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления системы государственного регулирования, что особенно заметно в экономической области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособлением.
В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:
– Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).
– Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).
– Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.
– Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.
– Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Права человека, их генезис, классификация
Условием формирования гражданского общества в Республике Казахстан является реализация конституционно закрепленных прав и свобод граждан нашего государства. Проблема формирования гражданского общества в Казахстане, по словам СТ. Бельгибаева (КИСИ), связана в первую очередь с вопросом о построении п ...
Движение уголовных дел по пожарам
За исследуемый период, то есть за 5 лет в г. Семей по делам о пожарах было возбуждено 143 уголовных дел, из них: - 69 уголовных дел возбуждено по статье 187 часть 2 «» - 24 уголовное дело возбуждено по статье 188 часть 2 «» - 15 уголовное дело возбуждено по статье 256 часть 1 «» - 23 уголовное дело ...
Признаки
конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера
Конфискация имущества, являясь иной мерой уголовно-правового характера, не является наказанием и, казалось бы, должна иметь признаки, отличные от признаков наказания. Рассмотрим признаки конфискации имущества подробнее. 1. Согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества есть принудительное безв ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.