Государство » Соотношение исполнительной власти и государственного управления

Соотношение исполнительной власти и государственного управления

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» ч. 1 ст. 1 Конституции РФ.

Демократизм Российской Федерации находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны. В годы Советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса “как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”. (Народ осуществлял свою власть через Советы и все государственные органы были подконтрольны Советам).

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1993 году этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст.10).

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью. В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от термина государственное управление, который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Она внесла существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти (ст. 110), ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства, четко сформировала понятие и состав Правительства, и предусмотрела порядок формирования системы органов исполнительной власти, закрепив в 6 главе «Правительство Российской Федерации».

Объектом исследования являются исполнительная власть РФ. Соответственно предметом исследования является законодательство и Конституция РФ 1993 года

Цель исследования состоит в раскрытии темы работы, системы исполнительной власти, понятия, функции и особенности исполнительной власти, вопроса о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

Задачами, с помощью которых будет происходить реализация цели исследования являются:

Определение понятий и признаков исполнительной власти;

изучить систeму оргaнов исполнитeльной влaсти соврeмeнной России;

проaнaлизировaть aдминистрaтивно-прaвовой стaтус оргaнов исполнитeльной влaсти;

Исследование вопроса о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

Другое по теме:

Родовая община, как первая форма организации общества
Примерно 40 тыс. лет назад, одновременно с появлением человека разумного, возникают и более устойчивые сообщества людей – первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. Установл ...

Инкорпорация
Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Является более простым и распространённым видом систематизации правовых актов. Инкорпорация может охватывать всё законодательство по данному пре ...

Стадии судебного следствия: характеристика отдельных аспектов
Судебное следствие, как уже было отмечено, не есть повторение исследования, произведенного на предварительном расследовании. Его нельзя также рассматривать как простую проверку материалов предварительного расследования. Это самостоятельное, глубокое, полное, объективное, всестороннее исследование о ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru