- факт необходимости постоянного управления имуществом;
- факт передачи имущества в доверительное управление;
- назначение доверительного управляющего, который определяется органом опеки и попечительства.
В соответствии с п. 1 статьи 43 ГК РФ на момент рассмотрения дела имущество может быть передано в доверительное управление органом опеки и попечительства. На практике имеют место споры, связанные с определением доверительного управляющего из числа родственников или иных лиц. Так, например, если имущество, нуждающееся в управлении, нажито в период брака и принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, а супруг при этом занимается предпринимательской деятельностью, то, безусловно, он должен иметь приоритет при назначении доверительным управляющим. Иное решение органов опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.
На основании договора доверительного управления у доверительного управляющего возникают права и обязанности, предусмотренные ст. 1020 ГК РФ.
Недействительность договора доверительного управления, заключенного в интересах безвестно отсутствующего, порождает соответствующие последствия, связанные с недействительностью юридических действий, осуществляемых в рамках исполнения такого договора.
При признании гражданина безвестно отсутствующим закон исходит из того, что гражданин жив и до его появления либо установления факта смерти или объявления умершим:
- с одной стороны, имущество гражданина переходит в доверительное управление;
- с другой стороны, прекращается действие доверенности, выданной гражданином.
На основании ст. 19 СК РФ у супруга гражданина, признанного безвестно отсутствующим, возникает право в упрощенном порядке расторгнуть брак. Законами предусмотрены и иные правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Статья 44 ГК РФ устанавливает два основания для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Первое – «явка» гражданина, т.е. самостоятельное прибытие лица, признанного безвестно отсутствующим, домой, на работу, в суд, органы внутренних дел и т.п. В данной ситуации гражданин подает заявление в суд.
Второе - обнаружение гражданина. В этом случае заинтересованное лицо подает заявление в суд с указанием, где, когда, кем было обнаружено соответствующее лицо.
На основании ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет ранее принятое решение.
Статья 44 ГК РФ указывает только на одно правовое последствие отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим - отменяется управление имуществом этого гражданина. Однако следует иметь в виду, что сделки, совершенные до отмены решения суда, сохраняют силу. Что касается восстановления брака (если, конечно, он был), то, как следует из ст. 26 СК РФ, брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов, если за время отсутствия другой супруг не вступил в новый брак.
Статья 45 ГК РФ устанавливает случаи, когда с высокой долей вероятности считается, что гражданин умер, но обстоятельства кончины не подтверждены. Юридически такой гражданин может быть объявлен умершим, процедура признания гражданина безвестно отсутствующим регламентируется гл. 30 ГПК РФ.
Общий срок для объявления гражданина умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, составляет пять лет.
Специальные сроки установлены для случаев, когда гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель, которая произошла от определенного несчастного случая, - шесть месяцев и тогда, когда военнослужащий или иной гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, - не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Понятие и общая характеристика органов
исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступ ...
Федеральные законы как источники семейного права
Место федерального закона в системе источников семейного права определяется Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период актив ...
Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение
полномочий в законодательном процессе в Российской Федерации
Одним из важнейших вопросов, связанных с эффективностью законодательного процесса, является определение предметов ведения и полномочий федерального законодателя. Российская Федерация в соответствии со ст. Конституции РФ - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой пр ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.