Проблема целей ограничения и конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека
Обсуждение справедливости целей ограничения прав, а также их формулирование во все времена считалось важным вопросом философии права. Многие ученые пытались выделить эти цели, но, как известно, сколько людей, столько и мнений. Например, Т. Гоббс считал, что основная цель ограничения – обеспечение безопасности, Дж. Локк – защита мира, общественного блага и безопасности. Эта тема и в дальнейшем получила широкое развитие, которое мы можем наблюдать в трудах Ж -Ж Руссо и других философов Просвещения. В результате расширения темы, цели ограничения дополнились обеспечением согласия в обществе (Фихте И.Г.) и требованием нравственности (Соловьев В.С.).
На сегодняшний день мы можем видеть три точки зрения, выдвинутых на тему проблемы цели ограничения права:
-право на общественный порядок, где категория «цель» переводится в «право»;
-существенный элемент законности;
-цель ограничения прав в рамках института ограничения прав и свобод человека.
Одной из самых спорных тем является то, что два понятия «цель» и «основание ограничений прав» отожествляются. Многие авторы смешивают эти понятия, хотя более детальное исследование показывает, что эти категории нужно в строгом порядке разграничивать. Обратимся к мнениям ученых по этому поводу. Например, Лапаева В.В. в отождествлении понятий видит опасность рассмотрения цели как самостоятельного основания для ограничения прав (1). Против теоретической возможности подмены категорий выступает и Пчелинцев С.В., считающий, что первичный характер имеют основания, устранение которых и является целью ограничения прав и свобод граждан (1).
Для того чтобы все-таки разграничить эти понятия, обратимся к лексическому значению слов «основание» и «цель». Возьмём цитату Мектепбаевой С.К. «категория «цель ограничения прав» отражает интенцию, направленность ограничительных мер. Намерения и стремления, воплощенные в цели ограничения прав, не требуют применения ограничении; существование одной только цели не делает ограничение прав допустимым, то есть цель не может служить основанием или составляющей основания. В то время как «основание» открывает возможность однозначного применения лимитирующих мер в отношении прав человека. Более того, «основание» не предполагает логической оценки результата действия, «цель» же очерчивает именно конечную картину и связывает с ней необходимость ограничения прав и свобод. Основание - статичная категория: военные действия, катастрофы являются основанием введения чрезвычайного положения, при котором ограничиваются права и свободы. Цель оценивается именно в динамике, ее результат – восстановление нормального функционирования общества, жизнедеятельности личности (2).
Делаем вывод: цель ограничения – социальное представление о наивысших ценностях общества, безопасном и нормальном функционировании.
Нужно отметить, что цель не всегда бывает видна. Это значит, что в некоторых нормах она не указывается, а подразумевается (например, нормы о содержании под стражей).
Цели ограничения прав человека достаточно широко развито в международном праве. В результате выработки определённых норм, Комитет ООН решил, что правоограничения проводятся только в тех целях, которые ограничены определённой нормой, если же она отсутствует, то тогда согласно общим целям правового регулирования (Замечание общего порядка №22 (пункт 8) и №16 (пункт 4)).
Европейским судом по правам человека была разработана доктрина margin of appreciation, которая предоставляет национальным властям весьма широкие «рамки усмотрения», оценивая цели ограничения прав по причине более четкого понимания местными властями общественной нравственности и остальных сложных процессов. Данная доктрина широко распространилась в международном праве. Позже, при рассмотрении дела Лео Р. Херцберг, норма была признана Комитетом ООН по правам человека.
Подводим итоги: выделяются следующие принципы применения целей ограничений прав и свобод: строгое исследование цели ограничений прав, заключающийся в использовании нормами законов и подзаконных нормативных правовых актов заданных Конституцией; введение ограничительных мер только в целях, закрепленных для определенной категории ограничений; при отсутствии целей ограничений отдельных прав использовании общих целей ограничений или
Обнародование принятого закона
Заключительной стадией законодательного процесса является обнародование принятого закона. Различается неофициальное и официальное обнародование закона. При неофициальном обнародовании сообщение об издании закона или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, на ...
Социально-партнерские соглашения
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрас ...
История предпринимательской деятельности. Понятие и
функции предпринимательства
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшим к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предприним ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.