Юриспруденция » Работа с обращениями граждан в Администрации Курчатовского района г. Челябинска » Нормативно-правовые основы института обращений граждан в органы государственной власти

Нормативно-правовые основы института обращений граждан в органы государственной власти

Страница 2

В научной литературе учеными-конституционалистами предпринимались попытки дать определение праву на обращения в органы публичной власти. Большинство ученых и практиков, исследовавших и исследующих содержание конституционного института обращений в органы государственной власти, считают, что его можно признать институтом защиты человеком и гражданином своих прав и свобод и законных интересов. Н.Ю. Хаманева полагает, что право граждан на обращения является важным конституционно-правовым средством защиты их прав и свобод. Кроме того, она указывает, что в этом своем проявлении оно является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом каждого человека. М.В. Карасева, С.Б. Соболева также считают, что важнейшим конституционно-правовым средством защиты прав человека и гражданина является институт обращений. Некоторые авторы рассматривают право на обращения как средство самозащиты. А.В. Малько классифицирует такие варианты самозащиты, как: обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан; обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения, с чем соглашаются М.В. Баглай, Ю.И. Стецовский.

Институт обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти теологически распадается на две составляющие: благодаря созданию настоящего правового института конституционного права граждане вправе реально добиться участия в управлении делами государства; посредством данного института представляется возможным добиться защиты личностью своих прав, свобод и законных интересов.

Приверженцы первой целевой установки убеждены в том, что институт обращений является формой непосредственной демократии. Так, М.Ф. Чудаков, Т.И. Крыжантовская, Н.П. Фарберов, В.Ц. Киров, Ю.Н. Алистратов, А.А. Дворак полагают, что данный институт представляет собой одну из форм непосредственной демократии. Под формой непосредственной демократии они понимают: способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющих целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления решения, осуществление контроля за действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления. Оспаривать данную позицию сложно, ибо на самом деле институт обращений способен преследовать такую цель.

Сторонники второго назначения цели полагают, что институт обращений граждан в органы государственной власти не может быть признан формой непосредственной демократии, ибо его нормативная база не отражает, не представляет воли всего народа в целом и не носит общеобязательного характера, тем более что институты непосредственной демократии установлены Конституцией: референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). В силу указанного они считают возможным рассматривать институт обращений граждан (петиций) в качестве института так называемого гражданского лоббизма - одного из звеньев умеренного влияния на власть. Поскольку институт обращений граждан в органы государственной власти не в полном объеме обеспечивает одновременно интересы и суверенную волю всего народа в целом либо его части (посредством предложения, пожелания, жалобы, ибо на их основе далеко не всегда принимаются публично-властные решения, обязательные для всех либо части органов государственной власти), поэтому, считают приверженцы второго назначения института обращений, его нельзя признать формой непосредственной демократии.

В конечном счете посредством направления в государственные органы и органы местного самоуправления различного рода обращений человек выражает в них свое отношение, например, к политике государства или деятельности того или иного органа власти. Институт обращений непосредственно выходит на обеспечение реализации гражданами права на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Суть данных мероприятий состоит в привлечении внимания органов государственной и местной власти к какому-либо общественно значимому вопросу, зачастую в результате таких мероприятий его участники подают коллективные обращения с определенными требованиями, которые обязательны для рассмотрения данными органами, что детерминирует демократические тенденции в государстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Институт воеводства в годы царствования Михаила Фёдоровича
Избрание Михаила на московский престол не было вызвано его внутренними положительными свойствами. Его едва ли готовили к этому, пока воспитывали, о них едва ли что-нибудь знали, когда его избирали, а после - личная инициатива и воля, если бы и были, подавлялись в нем властными характерами матери, п ...

Эволюция функций государства
Функции государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. К сожалению, ограниченные рамки данной работы не позволяют нам проследить весь процесс эволюции государственных функций с момента появления первого государства до нынешнего момента. Для того чтобы охватить и полнос ...

Скандинавские страны
В 1981 г. в Норвегии консервативное стало проводить "кампании" по повышению продуктивности и качества службы в общественном секторе. В 1986г. консервативно-центристское правительство представило всеобъемлющую программу административной реформы под названием "Современное государство&q ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru