Юриспруденция » Процесс образования Древнерусского государства » Государственный строй

Государственный строй

По форме правления Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьямистроились на основе договоров - крестных грамот.

Великокняжеский престол передавался по наследству. Сначала старшему в роду, затем – старшему сыну. Постепенно местными князьями становились родственники великого князя.

Первоначально функции князей заключались в организации дружины, военного ополчения, сбора налогов, внешней торговли. Постепенно большее значение приобретала деятельность в области управления, законодательная и судебная функции. Князь был высшей судебной инстанцией.

В своей деятельности великий князь опирался на совет крупных феодалов – бояр и духовенство. Иногда созывались феодальные съезды для решения важных вопросов (принятие законов и др.).

В центральном управлении сначала присутствовала численная система, которая основывалась на организации военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись, прежде всего, руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функций.

Позднеескладывается дворцово-вотчинная система управления.Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной.Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе - вместо жалованья за службу, так называемого, "корма". Размер "корма" определялся в грамотах. Помощники посадников и волостелей - тиуны, вирники и другие - также получали "корм". Эта система управления называлась системой кормления.

Государственное управление опиралось на систему налогов. Первоначально налог был только в виде полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Позже были учреждены погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. Затем сложилась система разнообразных налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, которые были определенной денежной единицей.

Одним из важнейших элементов политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Большое значение имело введение христианства в Х в., которое проповедовало божественное происхождение власти монарха, покорность народа властителям. Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

В основе территориального устройства Древнерусского государства изначально лежали своего рода федеративные начала. А.Н. Чертков в своей статье предлагает ввести термин "ДревнерусскаяПрафедерация".В основе Древнерусской Прафедерации было завещание Ярослава Мудрого, установившего принципы деления Руси на уделы. Завещание Ярослава устанавливало основу наследования княжеских престолов и территориальное устройство государства; провозглашало Русь единой вотчиной рода Рюриковичей; определяло отношения центр - регионы на началах старшинства Киевского князя, значительной самостоятельности удельных князей; давало идеологическую основу единства государственной власти и территории (все мы одного деда внуки). Федеративный характер Древнерусского государства отразился также и в публичных договорах, которые заключались не только между городом (местным князем) и великим князем, но и между отдельными местными князьями. В Древнерусском государстве сохранялось такой демократический институт, как вече. В компетенцию вече первоначально входили все вопросы государственного управления: законодательство, суд, споры и др. Постепенно круг вопросов сужался. Позже вече оставалось лишь в отдельных городах. Наиболее существенным его влияние было в Новгороде. Присутствовал в Древнерусском государстве и орган местного крестьянского самоуправления – территориальная община – вервь. В ее функции входило: распределение земельных наделов, обложение и распределение податей, решение судебных споров, исполнение наказаний. Таким образом, Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с федеративными началами в территориальном устройстве.

Другое по теме:

Основные причины и закономерности появления права
Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Под социальной личностью следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе ...

Значение и роль принципов юридической ответственности
Несмотря на все разногласия, практически всеми правоведами первым традиционно выделяется принцип законности. Этот принцип в качестве базисного принципа упоминается в статьях Конституции Российской Федерации (ст. ст. 4, 15, 50,54, 57 и др.). Проанализировав статьи Конституции РФ, можно сделать вывод ...

Организационные структуры в истории государственного управления
Советские ученые, занимающиеся правовыми проблемами государственного управления, значительное внимание уделяют структуре органов управления. «Под структурой понимается распределение функций данного органа между его отдельными организационно-оформленными частями (отделами, секторами, группами и т. п ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru