Юриспруденция » Конституционное право на свободу слова в РФ » Свобода слова и средства массовой информации

Свобода слова и средства массовой информации

Страница 1

За последнее десятилетие произошли коренные преобразования в государственном устройстве России, сопровождавшиеся глубокими изменениями в экономической, социальной, политической, культурной и других сферах общественной жизни. Предоставление права вещания находящимся в частной собственности теле- и радиокомпаниям, расширение информационного обмена с зарубежными странами, появление спутникового телевидения, использование для передачи информации цифровых технологий и глобальной информационной сети Интернет существенно расширили информационные и культурно-коммуникативные возможности человека и привели к возникновению новых отношений в сфере сбора, производства, получения и распространения информации.

И хотя за эти годы сложилась определенная система правового регулирования деятельности средств массовой информации, играющих огромную роль в общественной жизни России, нельзя сказать, что общество располагает четким и осмысленным представлением об основаниях, характере, возможностях и границах правового регулирования СМИ, в особенности телевидения и радиовещания.

Особое влияние на развитие современного законодательства о средствах массовой информации, в том числе телевидения и радиовещания, оказала глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации. Прежде всего, речь идет о статье 29. В части 1 этой статьи говорится: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Таким образом, провозглашается правовая защищенность этих фундаментальных основополагающих социально-политических ценностей. Включенные в конституционный текст в качестве норм-принципов, они приобретают качество основополагающих правовых ориентиров. В последующих частях статьи 29 структура этого нормативного принципа развивается и детализируется. Так, в части 3 этой статьи устанавливается, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них», то есть юридически закрепляется запрет на принудительное ограничение интеллектуальной свободы. В части 4 статьи 29 фиксируются общие юридические условия и пределы свободной, без какого-либо вмешательства, информационной деятельности, обеспечивающей интеллектуальную свободу: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом». Наконец, часть 5 статьи 29 устанавливает: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Эти базовые нормативные установления необходимо рассматривать в системной связи с другими конституционными нормами и принципами, прежде всего, с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, устанавливающей пределы осуществления прав и свобод во избежание злоупотребления ими: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

В части 3 статьи 55 это требование еще более конкретизировано: «Права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Это установление в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года квалифицируется в качестве принципа соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод.

К сожалению, несмотря на провозглашенные в Конституции Российской Федерации гарантии свободы слова, законодательное определение этого понятия до сих пор отсутствует, а в специальной литературе даются различные его толкования. Так, в Комментарии к Конституции Российской Федерации свобода слова трактуется как право объективировать свои мысли устно, письменно, в художественных образах.

Авторы Комментария также отмечают: «Свобода слова — великое завоевание демократии, позволяющее выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, начиная от индивида и небольшой социальной группы людей до мирового сообщества. Но это право не может быть безгранично.

Цивилизация в интересах сохранения мира, безопасности, культуры выработала определенные ограничения в пользовании данным правом».

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Направления государственной региональной политики
Основные направления государственной региональной политики(ГРП) организация разработки и реализации ГРП обоснование приоритетов и механизмов ГРП на установленный период определение порядка и организация государственной поддержки депрессивных территорий в суб.РФ и мун. образованиях организация распр ...

Отдельные виды ограниченных вещных прав
Под сервитутом (от лат. servitus — служение вещи) следует понимать право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении. Сервитуты отнесены ст. 216 ГК к числу ограниченных вещных прав. Содержание сервитутов раскрывается в ст. 274 — 211 1. 17 ГК, из чего может быть сделан вывод, будто гр ...

Психические аномалии
Кроме деформации потребностно-мотивационной сферы причиной совершения преступлений могут являться психические аномалии. Они снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, в том числе конфликтных, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее социальной адаптац ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru