Государство » Теория государства и права » Законотворческий процесс

Законотворческий процесс

Законотворчество — это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативно-правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных (а не состоящих в служебной зависимости друг от друга) лиц.

В республике и конституционной монархии правовые основы законодательного регулирования устанавливаются конституцией (Основным законом), которая может быть провозглашена при помощи единого, сводного документа, но может складываться и из различных, принятых в разное время документов (такая практика характерна для конституционных монархий, например Великобритании).

В классической (неконституционной) монархии (в современном мире это, например, Королевство Саудовская Аравия) правовой основой законодательного регулирования является сам монарх. Здесь важное значение имеют личные качества монарха и сложившийся правовой обычай, которые являются своего рода гарантией правового нормотворчества властвующей персоны.

Законотворческий процесс — основной, стержневой вид правотворчества, направленный на разработку и принятие законов.

Имеющие правовые основания начала и завершения этапов разработки, принятия и вступления в силу законов именуются стадиями законотворческого процесса.

В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

1) внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов, - законодательная инициатива;

2) рассмотрение проекта;

3) отклонение проекта либо принятие его за основу;

4) доработка проекта;

5) отклонение проекта или принятие закона;

6) введение в действие принятого законодательного акта.

В классической (неконституционной) монархии все стадии законотворческого процесса связаны с действиями одного лица — монарха. Теоретически монарх должен видеть цели государства в целом и в то же время обязан учитывать интересы каждого своего подданного.

В республике и конституционной монархии законодательство осуществляется коллегиально, круг субъектов законотворческого процесса расширяется, потому что расширяется круг лиц, участвующих в определении целей государства в целом и защите интересов, отдельных граждан.

Другое по теме:

Восприятие незаконной торговли природными ресурсами
В уголовно-правовой доктрине организованная преступность определяется как "деятельность устойчивых преступных сообществ (организаций), отличающихся иерархическим организационным построением, сплоченностью на конкретной преступной платформе (бандитской, антиконституционной, контрабандно-валютно ...

Анализ социально-экономического положения Челябинска за 2008-2010 годы
Город Челябинск основан 13 сентября 1736 года, является административным центром Челябинской области, включает в себя 7 районов. Общая площадь Челябинска составляет 500,9 кв.км. Численность населения города на 1 января 2010 года составила 1095,9 тыс.чел. Основные показатели социально-экономического ...

Ответственность арбитражного управляющего
Статья 25 определяет три категории последствий неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей управляющим: отстранение от участия в деле о банкротстве; исключение из саморегулируемой организации управляющих (что влечет отстранение) и возмещение убытков. Отстранение управляющего возможно по ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru