Государство » Теория государства и права » Законотворческий процесс

Законотворческий процесс

Законотворчество — это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативно-правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных (а не состоящих в служебной зависимости друг от друга) лиц.

В республике и конституционной монархии правовые основы законодательного регулирования устанавливаются конституцией (Основным законом), которая может быть провозглашена при помощи единого, сводного документа, но может складываться и из различных, принятых в разное время документов (такая практика характерна для конституционных монархий, например Великобритании).

В классической (неконституционной) монархии (в современном мире это, например, Королевство Саудовская Аравия) правовой основой законодательного регулирования является сам монарх. Здесь важное значение имеют личные качества монарха и сложившийся правовой обычай, которые являются своего рода гарантией правового нормотворчества властвующей персоны.

Законотворческий процесс — основной, стержневой вид правотворчества, направленный на разработку и принятие законов.

Имеющие правовые основания начала и завершения этапов разработки, принятия и вступления в силу законов именуются стадиями законотворческого процесса.

В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

1) внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов, - законодательная инициатива;

2) рассмотрение проекта;

3) отклонение проекта либо принятие его за основу;

4) доработка проекта;

5) отклонение проекта или принятие закона;

6) введение в действие принятого законодательного акта.

В классической (неконституционной) монархии все стадии законотворческого процесса связаны с действиями одного лица — монарха. Теоретически монарх должен видеть цели государства в целом и в то же время обязан учитывать интересы каждого своего подданного.

В республике и конституционной монархии законодательство осуществляется коллегиально, круг субъектов законотворческого процесса расширяется, потому что расширяется круг лиц, участвующих в определении целей государства в целом и защите интересов, отдельных граждан.

Другое по теме:

Имущественные права супругов
При определении имущественных прав супругов Семейный кодекс Российской Федерации говорит о «законном режиме имущества супругов» и «договорном режиме имущества супругов». При законном режиме имущества супругов всё имущество, которое было у мужа или жены до вступления в брак, остаётся их личным имуще ...

Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступ ...

Публичный сервитут
В отличие от частного публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом Российской Федерации, нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, мес ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru